Требования, предъявляемые к характеристике ребёнка, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР
На психолого-медико-педагогическую комиссию необходимо предоставлять педагогическую характеристику учащегося.
Требования, предъявляемые к характеристике школьника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР
Общие сведения
- Ф.И.О.
- Домашний адрес, № телефона.
- Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).
- Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).
- Ф.И.О. матери, где и кем работает
- Ф.И.О. отца, где и кем работает.
- Какая помощь была оказана раньше.
Личностные особенности и особенности познавательной деятельности
- Контактность.
- Эмоциональное состояние.
- Особенности поведения.
- Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.
- Внимание (произвольность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость), память (объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).
- Ведущая рука.
Речевое развитие
- Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.
- Импрессивная речь.
- Словарь (количественная и качественная характеристика).
- Слоговая структура слова (искажает, не искажает).
- Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).
- Грамматический строй речи (ошибки).
- Связная речь.
- Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).
- Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).
- Общая осведомлённость.
Сформированность школьных навыков
- Знания, умения, навыки по математике.
- Сформированность навыков чтения.
- Сформированность навыков письма (наличие и характер ошибок).
СОДЕРЖАНИЕ педагогической характеристики ребенка школьного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР
- Общие сведения
- Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Домашний адрес. Учреждение образования
- Характеристика семьи:
- Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы, должность.
- Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.
- Признан ли находящимися в социально опасном положении?
- Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?
- Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие).
- Бытовые условия.
- Условия воспитания.
- Материальное положение семьи.
- Отношение членов семьи к ребенку.
- Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.
III. Уровень знаний, умений и навыков ребенка по основным предметам:
- Чтение:
- знает ли все буквы;
- характер чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, синтетическое, беглое с ошибками)
- понимает ли смысл прочитанного;
- может ли пересказать близко к тексту, кратко, бессвязно, с помощью дополнительных вопросов;
- может ли пересказать прослушанный со слов педагога текст;
- может ли составить рассказ (по восприятию, на заданную тему, по воображению);
- словарный запас ребенка.
- Письмо:
- доступен ли звукобуквенный анализ слов;
- доступно ли списывание букв, слогов, слов, фраз с письменного текста, с печатного текста;
- доступно ли письмо под диктовку букв, слогов, слов, фраз;
- характер ошибок при письме и списывании.
- Математика:
- в пределах какого десятка выполняет устные и письменные арифметические действия;
- умение понимать и решать задачи;
- умение выполнять сложные счетные операции.
- Особенности познавательной деятельности ребенка:
- память, преобладающий тип памяти, внимание, усидчивость, способность организовать свою деятельность, интерес к учению, самоконтроль.
- Эмоционально-волевая сфера ребенка:
- глубина и устойчивость чувств;
- преобладающее настроение ребенка;
- проявление негативизма.
- Особенности личности:
- моральные качества ребенка, наличие чувств ответственности, выполнение правил поведения в обществе, школе, в семье;
- взаимоотношения в коллективе: дружба с детьми, поведение в учебной, игровой, трудовой деятельности.
VII. Обследование педагога-психолога (если есть):
- указать особенности интеллектуально-амнестической, эмоционально-волевой сферы и личностной направленности.
VIII. Объем и виды помощи, оказанные ребенку в течение года педагогом, психологом.
- По какой программе обучается ребенок, усваивает ли программу.
Директор учреждения образования
Классный руководитель
Учитель-дефектолог
Требования, предъявляемые к характеристике дошкольника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР
Общие сведения
1.Ф.И.О.
2.Домашний адрес, № телефона.
3.Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).
4.Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).
5.Ф.И.О. матери, где и кем работает
6.Ф.И.О. отца, где и кем работает.
7.Какая помощь была оказана раньше.
Личностные особенности и особенности познавательной деятельности
- Контактность.
- Эмоциональное состояние.
- Особенности поведения.
- Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.
- Внимание (произвольность, устойчивость, объём, распределение, переключаемость), память (объём, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).
- Ведущая рука.
Речевое развитие
- Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.
- Импрессивная речь.
- Словарь (количественная и качественная характеристика).
- Слоговая структура слова (искажает, не искажает).
- Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).
- Грамматический строй речи (ошибки).
- Связная речь.
- Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).
- Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).
- Общая осведомлённость.
- ИЗО деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР
Ф.И.О. ребёнка, дата рождения
- Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.
- Характеристика семьи: Ф.И.О. родителей (полностью), год рождения, место работы, должность.
- Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.
- Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
- Признан ли находящимися в социально опасном положении?
- Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?
- Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
- Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.
- Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно засыпает и беспокойно спит.
- Как ребенок ведет себя в д/с (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками), основные трудности в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми; конфликтен.
- Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
- Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру, умеет ли организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, при этом: может ли организовывать подобные игры; какую роль отводит себе; может ли регулировать игровые отношения вербально, т.е. с помощью речи; в какой степени необходима помощь со стороны взрослых; каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольно-дидактическими пр.); предпочитает играть один или с товарищами; играет молча или оречевляет выполняемые действия; каким образом решает конфликтные ситуации: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам. Особенности игровой деятельности: проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку); характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей).
- Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, повторяет за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
- Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
- Элементарные математические представления:
- механический пересчет в пределах...
- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;
- счет по речевой инструкции, по образцу;
- восприятие величины, формы цвета;
- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
- выделение из множества заданного количества предметов;
- пересчет предметов с называнием итогового числа;
- счетные операции с открытым и закрытым результатом;
- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше.
- Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:
- возможность совместной работы, работы по указательному жесту;
- по подражанию, по образцу;
- по словесной инструкции, по замыслу;
- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;
- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия.
- Работоспособность: может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий, увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль
- скорость ориентировки на новом материале;
- общий темп и целенаправленность деятельности;
- устойчивость интереса;
- отвлекаемость, истощаемость
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Заведующий д/с