Требования, предъявляемые к характеристике ребёнка, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

На психолого-медико-педагогическую комиссию необходимо предоставлять педагогическую характеристику учащегося.

Требования, предъявляемые к характеристике школьника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

Общие сведения

  1. Ф.И.О.
  2. Домашний адрес, № телефона.
  3. Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).
  4. Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).
  5. Ф.И.О. матери, где и кем работает
  6. Ф.И.О. отца, где и кем работает.
  7. Какая помощь была оказана раньше.

Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

  1. Контактность.
  2. Эмоциональное состояние.
  3. Особенности поведения.
  4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.
  5. Внимание (произвольность, устойчивость, объем, распределение, переключаемость), память (объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).
  6. Ведущая рука.

Речевое развитие

  1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.
  2. Импрессивная речь.
  3. Словарь (количественная и качественная характеристика).
  4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).
  5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).
  6. Грамматический строй речи (ошибки).
  7. Связная речь.
  8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).
  9. Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).
  10. Общая осведомлённость.

Сформированность школьных навыков

  1. Знания, умения, навыки по математике.
  2. Сформированность навыков чтения.
  3. Сформированность навыков письма (наличие и характер ошибок).

СОДЕРЖАНИЕ педагогической характеристики ребенка школьного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР

  1. Общие сведения
  2. Ф.И.О. ребёнка. Дата рождения. Домашний адрес. Учреждение образования
  3. Характеристика семьи:
  4. Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы, должность.
  5. Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.
  6. Признан ли находящимися в социально опасном положении?
  7. Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?
  8. Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие).
  9. Бытовые условия.
  10. Условия воспитания.
  11. Материальное положение семьи.
  12. Отношение членов семьи к ребенку.
  13. Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.

III. Уровень знаний, умений и навыков ребенка по основным предметам:

  1. Чтение:

- знает ли все буквы;

- характер чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, синтетическое, беглое с ошибками)

- понимает ли смысл прочитанного;

- может ли пересказать близко к тексту, кратко, бессвязно, с помощью дополнительных вопросов;

- может ли пересказать прослушанный со слов педагога текст;

- может ли составить рассказ (по восприятию, на заданную тему, по воображению);

- словарный запас ребенка.

  1. Письмо:

- доступен ли звукобуквенный анализ слов;

- доступно ли списывание букв, слогов, слов, фраз с письменного текста, с печатного текста;

- доступно ли письмо под диктовку букв, слогов, слов, фраз;

- характер ошибок при письме и списывании.

  1. Математика:

- в пределах какого десятка выполняет устные и письменные арифметические действия;

- умение понимать и решать задачи;

- умение выполнять сложные счетные операции.

  1. Особенности познавательной деятельности ребенка:

- память, преобладающий тип памяти, внимание, усидчивость, способность организовать свою деятельность, интерес к учению, самоконтроль.

  1. Эмоционально-волевая сфера ребенка:

- глубина и устойчивость чувств;

- преобладающее настроение ребенка;

- проявление негативизма.

  1. Особенности личности:

- моральные качества ребенка, наличие чувств ответственности, выполнение правил поведения в обществе, школе, в семье;

- взаимоотношения в коллективе: дружба с детьми, поведение в учебной, игровой, трудовой деятельности.

VII. Обследование педагога-психолога (если есть):

- указать особенности интеллектуально-амнестической, эмоционально-волевой сферы и личностной направленности.

VIII. Объем и виды помощи, оказанные ребенку в течение года педагогом, психологом.

  1. По какой программе обучается ребенок, усваивает ли программу.

Директор учреждения образования

Классный руководитель

Учитель-дефектолог

 

Требования, предъявляемые к характеристике дошкольника, направленного на обследование ПМПК в ЦКРОиР

Общие сведения

1.Ф.И.О.

2.Домашний адрес, № телефона.

3.Форма опеки (биологическая, приёмная, опекунская).

4.Семья (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная).

5.Ф.И.О. матери, где и кем работает

6.Ф.И.О. отца, где и кем работает.

7.Какая помощь была оказана раньше.

Личностные особенности и особенности познавательной деятельности

  1. Контактность.
  2. Эмоциональное состояние.
  3. Особенности поведения.
  4. Характеристика произвольности (самоконтроль, волевые усилия), характерологические особенности.
  5. Внимание (произвольность, устойчивость, объём, распределение, переключаемость), память (объём, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приёмы логического запоминания), мышление (операционная сторона - анализ, синтез, обобщение, перенос, сравнение, упорядочивание; операциональные компоненты мыслительной деятельности, логические построения, суждения, умозаключения, установление причинно-следственной зависимости), преобладающая форма мышления, восприятие (целостность, точность, сформированность сенсорных эталонов).
  6. Ведущая рука.

Речевое развитие

  1. Предречевой и речевой анамнез (когда появились первые слова, фраза; прерывалось ли речевое развитие, причина.
  2. Импрессивная речь.
  3. Словарь (количественная и качественная характеристика).
  4. Слоговая структура слова (искажает, не искажает).
  5. Звукопроизношение (нарушено, не нарушено).
  6. Грамматический строй речи (ошибки).
  7. Связная речь.
  8. Состояние фонематических функций (фонематический слух, фонематический анализ и синтез).
  9. Языковой анализ и синтез (анализ состава предложения и синтез слов в предложении, слоговой анализ и синтез).
  10. Общая осведомлённость.
  11. ИЗО деятельность.

 

СОДЕРЖАНИЕ педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста, направляемого для обследования в ЦКРОиР

Ф.И.О. ребёнка, дата рождения

  1. Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.
  2. Характеристика семьи: Ф.И.О. родителей (полностью), год рождения, место работы, должность.
  3. Состав семьи: полная, неполная, многодетная, количество детей.
  4. Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
  5. Признан ли находящимися в социально опасном положении?
  6. Является ли инвалидом (указать номер свидетельства)?
  7. Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
  8. Внешний вид: причёска, аккуратность, одежда, опрятность.
  9. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно засыпает и беспокойно спит.
  10. Как ребенок ведет себя в д/с (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками), основные трудности в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, не идет на контакт со взрослыми, детьми; конфликтен.
  11. Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
  12. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру, умеет ли организовать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, при этом: может ли организовывать подобные игры; какую роль отводит себе; может ли регулировать игровые отношения вербально, т.е. с помощью речи; в какой степени необходима помощь со стороны взрослых; каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольно-дидактическими пр.); предпочитает играть один или с товарищами; играет молча или оречевляет выполняемые действия; каким образом решает конфликтные ситуации: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам. Особенности игровой деятельности: проявляет ли интерес к новым игрушкам (стойкий, кратковременный, избирательный, адекватно ли использует игрушку); характер индивидуальной игры (манипуляции, процессуальная игра, наличие элементов сюжета, сюжетно-ролевая игра, использование предметов-заменителей).
  13. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, повторяет за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
  14. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
  15. Элементарные математические представления:

- механический пересчет в пределах...

- возможность соотнесения каждого последующего числа с предметом;

- счет по речевой инструкции, по образцу;

- восприятие величины, формы цвета;

- возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

- выделение из множества заданного количества предметов;

- пересчет предметов с называнием итогового числа;

- счетные операции с открытым и закрытым результатом;

- доступность понятий: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше.

  1. Особенности конструктивной и изобразительной деятельности:

- возможность совместной работы, работы по указательному жесту;

- по подражанию, по образцу;

- по словесной инструкции, по замыслу;

- ориентировка в пространстве, в выборе формы и цвета;

- умение обыгрывать постройку, объяснять рисунок и оречевлять свои действия.

  1. Работоспособность: может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий, увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль

- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

Воспитатель

Учитель-дефектолог 

Заведующий д/с

 

поделиться в: