Информация, используемая при организации взаимодействия с семьёй "особенного" ребёнка
С какими проблемами сталкивается семья особого ребёнка?
- понимание особенностей развития ребёнка (что происходит с ребёнком, каковы его особенности в развитии);
- договорённость об услугах (какие специалисты и насколько необходимы ребёнку);
- определение будущего (каковы перспективы развития, обучения, дальнейшего жизнеустройства);
- физическое истощение (большие физические нагрузки, связанные с уходом за ребёнком, ложатся на плечи родителей);
- эмоциональное истощение (отрицание, чувство вины, депрессия, изоляция и т. д.);
- семейная рутина (ежедневная однообразная деятельность, подчинённая исключительно потребностям ребёнка);
- объяснение особенностей развития ребёнка другим (приходится объяснять другим, что и почему с ребёнком не так);
- родственники (чрезмерное вмешательство в жизнь семьи либо полное игнорирование);
- вопросы с братьями и сёстрами (большая часть времени уделяется особому ребёнку, переживания братьев и сестёр в отношении особого ребёнка);
- введение ребёнка в общество (проблемы коммуникации, социализации, адаптации, беспокойство о дальнейшей жизни ребёнка без родителей);
- социальная поддержка взрослых (не с кем поделиться и обсудить);
- взаимоотношения между супругами (отстранение друг от друга, «уход» одного из членов семьи от проблем, уход из семьи).
Чего хочет семья особого ребёнка от педагогов?
- выслушать их историю;
- предоставить информацию и услуги;
- поддерживать решения семьи;
- поощрять возможности встреч с другими семьями;
- защита прав;
- иметь надежду, положительные прогнозы;
- понимать мечту родителей.
Что будет способствовать со стороны педагога успешному взаимодействию?
- эмпатия (безоговорочное принятие, понимание эмоционального состояния и позиции родителей; умение выслушать, проявив заинтересованность);
- упор на чувствах (умение понять, обобщить и резюмировать невербальное и вербальное состояние родителей на уровне чувств);
- профессиональная компетентность педагога (информация об особенностях ребёнка, информация об услугах).
Педагог должен понимать, что родители особого ребёнка часто испытывают негативные эмоции, которые со временем накапливаются. Если родитель «выплёскивает» эти эмоции в присутствии специалиста, это не демонстрирует его личного отношения к специалисту. Это — наболевшее.
Чего боится семья особого ребёнка?
- предательства;
- отвержения;
- оставления;
- безразличия.
Что-то идёт не так, если:
- родители избегают контакта;
- родители отрицают явное;
- родители дают искажённую информацию;
- родители не выполняют обещания.
Стадии переживания горя семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР
В последние годы в психологии разработана целая теория кризиса и горя. Горе является процессом, в течение которого человек переживает боль утраты. Процесс этот условно можно разделить на несколько стадий, которые считаются общими для перенесших утрату, хотя реакции людей индивидуальны и каждый переживает горе по-своему. Сразу несколько авторов выделяют примерно одни и те же стадии горевания.
1 стадия. Шок и неготовность принять и поверить.
Для этой, самой первой стадии горевания характерны слезы, потеря сна, аппетита, упадок сил, снижение активности и оцепенение, снижение способности к рациональному мышлению, к концентрации внимания. Родители могут казаться смущенными, они игнорируют рекомендации специалистов, снижется их социальная активность (сужается круг общения).
У родителей легко возникают раздражение и злость, которые часто концентрируются на некоторых медработниках, которых они горько обвиняют в совершении какой-то ошибки.
Родители потрясены и растеряны, не могут поверить в то, что произошло. Мать пытается вспомнить тяжелое событие в деталях, найти в произошедшем смысл, часто задает себе вопросы: «Почему я? Почему все это со мной?».
Мать сильно тоскует по Ребенку своей мечты, продолжает грезить, что все еще можно поправить. Ей нужна надежда, она взывает к окружающим, чтобы они участвовали в ее мечте. Она пока еще не готова к тому, чтобы осознать действительность. Отцам также нелегко. Они находятся в тяжелейшем эмоциональном состоянии и просто не в силах поддержать жену, что вызывает у нее дополнительное чувство вины и отчаяния. Но мужчинам труднее проявить свою слабость и жаловаться.
2 стадия. Отрицание.
Это более активная стадия. Со стороны кажется, что семья пытается доказать всем (а главное, себе), что с ребенком все почти в порядке, все пройдет, нужно только найти "действительно эффективное средство". Родители цепляются за надежду, что диагноз неправильный, что ребенок "догонит" своих сверстников. Родители могут продолжать игнорировать состояние ребенка или его диагноз, сомневаться в квалификации врачей, обвинять их в случившемся. Часто обращаются к специалистам другого рода (магам, целителям). Все еще задают вопрос: «Почему я?». Проблемы, которые постигают семью, предъявляют очень большие требования к сотрудничеству матери и отца. Родители редко испытывают одинаковые чувства одновременно. Ребенок и его проблемы могут иметь для них разное значение. В результате каждый член семьи, в том числе дети, обособляется со своими переживаниями и вопросами, хотя им нужно было бы говорить друг с другом о проблемах, чтобы расстояние между ними не стало слишком большим. Пока у членов семьи не будет контакта друг с другом, сотрудничество будет развиваться поверхностным, мнимым образом. Если не будет найден способ говорить на щекотливые темы в семье, ее члены будут друг перед другом делать вид, что у них все хорошо, в то время как эмоциональная пропасть между ними будет становиться все больше. Необходимо, чтобы у каждого была возможность выражать свои личные чувства, чтобы сотрудничество в семье было более глубоким и полезным. Многие родители держат свое горе в себе, чтобы пощадить чувства близких. Но тогда они теряют возможность поговорить о своих проблемах, что облегчило бы им процесс горевания. Бывает, что один из родителей или другие дети, чувствующие свою причастность к происходящему, не смеют выражать свои чувства, жалея других членов семьи. Тем самым они сдерживают свой собственный процесс переживания горя.
Мама может чувствовать большую вину, она часто берет на себя полную ответственность за нарушения ребенка. В результате женщина посвящает свою жизнь заботе о малыше и может пожертвовать всем ради него. Если отец не испытывает подобного желания и хочет уделять время себе самому и другим, мама чувствует себя защитником ребенка, а отца подозревает в вероломстве. Братья и сестры ребенка тоже могут ощутить себя предателями, если осмелятся показать, что хотят жить своей жизнью и не жертвовать слишком многим ради своего брата или сестры. Родители зацикливаются на своих позициях, которые все больше расходятся. Мама изолирует себя и берет с собой ребенка - в мир, куда никто другой не может проникнуть. Женщина показывает различными способами, что только она знает и понимает, что нужно сыну или дочери, надеясь в то же время на помощь папы. Если отец не может пробиться через эту стену, то чувствует себя "исключенным" из их мира и отступает в сторону. Когда ответственность со временем кажется более тяжелой, маму начинает раздражать "равнодушие" папы. Ее разочарование заметно в мученичестве, горечи и обвинениях.
Когда мама видит ребенка без нарушений (такого, каким представлялся ей Ребенок мечты), она сравнивает его со своим действительным ребенком, и это приводит к разочарованию. Разочарований становится все больше, надежды вернуть Ребенка мечты - все меньше.
Когда процесс горя протекает "здоровым" образом, мама постепенно перестает думать о Ребенке своей мечты, она страдает и "перерабатывает" потерю шаг за шагом, медленно привыкает к реальности.
3 стадия. Отчаяние, горечь, депрессия, гнев.
Именно эти чувства приходят на смену тоске. Мама пытается "оторвать" свои мысли и чувства от Ребенка мечты. Она должна найти новую мечту, которая будет основываться на реальности. Но перед этим ей надо найти в себе силы, чтобы смириться с распадом и неуверенностью, которые она чувствует, когда старая мечта разрушается.
Этот процесс может пойти двумя путями. Если матери удалось разрушить старую мечту, а новую она еще создать не успела, то женщина живет в запутанном, беспорядочном и очень ненадежном мире. Ей кажется, что все рушится, что вокруг нее хаос. Она становится апатичной и подавленной. Мама борется против хаотического мира и все равно пытается сохранить старую мечту. Родители продолжают задавать вопрос: «Почему я?». Мама все время дома, она чувствует себя одинокой и раздраженной. Ей трудно говорить о своих ощущениях, болтать с подружками, они замолкают при ее появлении. Получается замкнутый круг: невыплеснутые чувства и ограничение общения приводят к еще большему одиночеству. Здесь может возникнуть тяжелая депрессия и суицидальные попытки.
Если мама не выносит состояния "разрушения" своей мечты об Идеальном ребенке, она продолжает сосредотачиваться на ней. Автоматически срабатывает психологическая защита, которая не подпускает к человеку боль, беспокойство и страх, вызываемые случившимся, помогает родителям приспособиться к новой действительности, которая обрушилась слишком внезапно. Результатом такой защиты может стать то, что мама надолго останется в "прошлом". Она не может приспособиться к существующей жизни или наслаждаться ею, поскольку живет в мечте. Образ потерянного Ребенка мечты становится все более фантастическим, и его все тяжелее оставить.
Другой способ избежать краха мечты - это вытеснить ее из сознания. Вместо того чтобы горевать и разрушать мечту в горе (т.е. продуктивно), мама накапливает глубоко внутри себя тоску по потерянному ребенку и фантазии о нем. Ограниченные возможности ребенка могут вызывать у родителей чувства не только положительные: ведь он не оправдал их надежд. Родители могут испытывать отторжение ребенка или агрессию к нему, но всеми силами стараются скрыть эти чувства даже от самих себя. Им кажется, что испытывать такие чувства к своему ребенку запрещено, они начинают винить себя за само возникновение этих чувств.
Искупить свою вину родители стараются повышенной заботой, гиперопекой, которая идет ребенку только во вред. Такие дети становятся более зависимыми, чем могли бы быть. Родители могут чувствовать гнев по отношению к ребенку, ведь жизнь их круто изменилась, нарушились какие-то планы. Этот гнев они не могут высказать малышу, поэтому невыраженная агрессия накапливается, хотя ее и вытесняют. Иногда она все равно прорывается и обрушивается "не на того" человека. Порой родители, которые не смогли "переработать" свое собственное горе, пытаются сделать это косвенно, помогая другим семьям решать их проблемы. Переживая за других, люди тем самым трансформируют свои собственные чувства горечи и беспомощности. Мама и папа не выражают открыто свое горе, тоску и отчаяние, процесс внутренней работы, связанный с горем, приостанавливается задолго до того, как узы с Ребенком их мечты разорваны. По-настоящему приспособиться к действительному ребенку становится тогда невозможным.
До тех пор, пока мама не построит новые реалистичные мечты о действительном ребенке, она будет чувствовать беспокойство и апатию, отчаяние и депрессию. Гнев и тоска уменьшаются со временем, но приступы апатии и депрессии остаются.
4 стадия. Реорганизация.
Родители пережили свой страх, гнев, разочарование, отчаяние и бессилие и почувствовали, как их жизнь разрушилась. Они пережили мечту и надежды по отношению к действительности и постепенно поняли, что жизнь и грезы расходятся.
В ходе своей внутренней работы, связанной с горем, они разрушили свою старую мечту, и сейчас перед ними стоит задача построить новую мечту о будущем, в которую будет входить их ребенок с его проблемами - такой, какой он есть в действительности. Привязанность и надежды теперь необходимо связать с реально существующим ребенком. Родители постепенно перестают жить прошлым, они смелее смотрят в будущее. Они связывают свои чувства и надежды с действительностью, составляют планы с реалистичной оценкой, основанной на тех способностях, которые есть у их ребенка. Родители умом и сердцем принимают болезнь своего ребенка, адекватно оценивают его. И проявляют по отношению к нему настоящую преданность.
Во время последней стадии горя (которая, собственно, никогда не заканчивается) родители начинают воспринимать прошлое как тяжелый жизненный опыт - опыт, который останется с ними навсегда, но который необязательно должен разрушать их дальнейшую жизнь. Родители могут говорить о будущем, строить дальние и ближние планы. Восстанавливается круг общения, появляются интересы, связанные не только с уходом за ребенком. Но это происходит в том случае, если родители смогли проделать всю внутреннюю работу, связанную с горем. Они переработали свое разочарование и вернули себе чувство собственного достоинства. В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка придает таким родителям душевную силу и поддержку. Все ресурсы направляются на то, чтобы строить жизнь с таким ребенком. В семье вырабатываются навыки преодоления стрессовых ситуаций и способы справляться с каждодневными трудностями.
Внутренняя работа, связанная с горем, и работа, требующаяся для возвращения к жизни с новыми силами, может занять долгое время, иногда очень долгое. Важно, чтобы родители и окружающие их люди знали это. Но так же важно знать, что тяжелая внутренняя работа, связанная с горем, - это стадия, которую можно пройти. Однако будущее таит в себе много страшных вопросов. Почти все родители могут относиться терпимо к тому, что ребенок не может обходиться без посторонней помощи, когда он маленький, поскольку есть надежда, что зависимость уменьшается по мере того, как ребенок растет. Для многих родителей детей с ОПФР такая надежда очень мала. Их родительская ответственность за своего ребенка никогда по-настоящему не заканчивается. Такая зависимость (ребенка и родителей) от других людей в течение всей жизни ребенка достаточно тяжела. Но есть и более страшные вещи, такие пугающие, что едва ли можно представлять их себе без содрогания - это страх перед тем, что ребенок будет зависим от других и после того, как родители умрут. Родители беспокоятся о том, что будет с ребенком, когда они умрут. Мы живем в обществе, которое придает большое значение красоте, физическим и интеллектуальным способностям. Каждый родитель боится, что действительность может быть особенно жестокой по отношению к тому, кто не обладает способностью влиять на свою жизнь и зависит от сочувствия, милосердия и интересов других людей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был настолько хорошо обеспечен всем необходимым, насколько это обусловило бы ему более или менее благополучную жизнь, полную уважения и достоинства.
Горе родителей о том, что их действительный, живой ребенок ограничен в возможностях, страх перед будущим остаются с ними навсегда. Такого рода горе может остаться - это нормально. Нормально, что родители горюют, что им слишком внезапно пришлось постареть, что они слишком быстро получили от жизни знания, которые приходят с годами и с которыми человек готов встретиться только в более старшем возрасте. Потеряли ли родители свою беспечную молодость слишком рано, когда им вместе с их ребенком пришлось почувствовать беспомощность, ощутить малость человека, задумываться о смысле жизни? Что же остается, когда горе отгоревали до конца?
Если бы мы могли выбирать, то, безусловно, не хотели бы получать весь тот горький опыт, который нам порой преподносит жизнь. Но подобные вещи, как правило, случаются внезапно. Беда не считается с готовностью человека к горю и трудностям.
Особый ребенок может научить своих родителей терпению, смирению, благодарности за те жизненные дары, которые они принимали как должное, терпимости, преданности и преданности и вере. Ребенок заставит родителей развить своеобразный вид мужества. Но здесь необходимо сказать, что каждому родителю таких деток очень необходима наша профессиональная помощь и поддержка.
Формы работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ОПФР.
Работа с семьёй особенного ребёнка может строиться по следующим направлениям:
- информирование семьи о проблемах, связанных с ребёнком и услугах (с их содержанием), оказываемых специалистами;
- гармонизация эмоциональных состояний матерей, гармонизация внутрисемейных отношений;
- коррекция детско-родительских отношений, формирование позиции принятия ребёнка, демонстрация адекватных требований к нему (помощь в адекватной оценке возможностей ребёнка);
- обучение родителей специальным приёмам, необходимым для обучения, воспитания или закрепления различных умений и навыков.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании и развитии ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование путей развития ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
коллективные,
индивидуальные,
наглядно-информационные,
информационно-коммуникационные.
Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Информационно-коммуникационные формы. Приоритетность их применения обусловлена такими преимуществами, как постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информацией с ними.
Коллективные формы взаимодействия с родителями
Общее родительское собрание учреждения образования. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых детей, целесообразно провести экскурсию по учреждению с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами, делиться своим опытом.
Групповые консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается вопросам воспитания и обучения детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию речи у ребенка, формированию учебного поведения и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей к принятию ребёнка, оказанию ему квалифицированной помощи. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в учреждении они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показывает опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях группы (класса) и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы). Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью до 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать «особенного» ребёнка?» и др.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и обучения, задаётся тема, определяются компетентные выступающие, идёт обмен мнениями по заданной теме.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Такая форма работы даёт родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить учреждение, ознакомиться с жизнью ребенка в нём, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с педагогами. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
Клубы по интересам. Клубная работа позволяет родителям обмениваться опытом, оказывать друг другу поддержку в вопросах воспитания и развития ребёнка с особенностями. Также данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, использованием аудио- и видеозаписей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей. Возможные темы: «Использование игр и игрушек в развитии навыков самообслуживания», «Значение сюжетно-ролевой игры в процессе социализации ребёнка с особенностями»
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Деловые и ролевые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
Тренинги. Как показывает опыт, эффективным методом, позволяющим родителям приобрести новые знания, социальные установки, умения и навыки самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, является тренинг (активное социальное обучение).
Совместные мероприятия с педагогами учреждения образования. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, продемонстрировать достижения, отдохнуть, познакомиться.
Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание спонсорской помощи.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Индивидуальные формы взаимодействия с родителями
Индивидуальные беседы. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Посещение семьи на дому. Основная цель визита – познакомиться с семьёй, ознакомления с особенностями семейного воспитания, условиями жизни ребёнка.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется специалистами учреждения образования с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Родительские уголки. Невозможно представить учреждение без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: распорядок дня, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы для родителей.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – продемонстрировать результаты индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) выполнения каких-либо действий.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
Видеосъёмка. Предполагает съёмку различных моментов из жизни детей в учреждении с последующим её просмотром совместно с родителями, детьми, педагогами.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать об учреждении образования, его услугах, а также могут носить тематический характер.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о том, что организуется в учреждении и др.
Ящик идей и предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с педагогами.
Информационно-коммуникационные формы взаимодействия с родителями
Презентация учреждения образования. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы учреждения дошкольного образования. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом учреждения образования, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).
Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».
Форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем.
Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Вебинар (англ. web + seminar) — это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию в удаленном режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств (программное обеспечение для проведения вебинаров, а также наушники и микрофон).
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Чат, чаттер — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Под словом чат обычно понимается групповое общение, хотя к ним можно отнести и обмен текстом «один на один» посредством программ мгновенного обмена сообщениями.
Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.
Skype (МФА: [skaIp]) — бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), опционально используя технологии пиринговых сетей, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.
Интернет-сообщества
Флэш-тренинги
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, киши отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в учреждении работы с родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся ребенка;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогом;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОПФР, – это деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с особенностями. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Педагог- психолог Сморгонского ЦКРОиР И.С.Теляк