План-конспект занятия по формированию позитивного межличностного взаимодействия в классах интегрированного обучения и воспитания для 1-3-их классов «Мир доброты и дружбы»
Цель: способствовать формированию позитивного общения в детском коллективе, безусловному принятию различий каждого ребёнка, поддержки и оказанию помощи друг другу.
Оборудование: карандаши, фломастеры, листы бумаги (формат А4), правила работы в группе, разрезанные картинки (на 2 части) по количеству детей).
Ход занятия:
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня отправимся в мир игры, доброты и дружбы. Вы ведь любите играть, дружить и делать добрые дела? Но прежде нам необходимо принять правила нашего занятия. В каждой игре есть правила. У нас они тоже будут.
Демонстрация детям трёх правил: правило поднятой руки (на листе изображена поднятая вверх рука), правило тишины (на листе бумаги изображено Т-С-С-С!), правило внимательного слушания (на листе изображена часть лица с ухом).
- Как вы думаете, что это за правила? Расскажите мне о них.
Выслушиваются версии детей, резюмируются, тренируемся в использовании правил.
2. Основная часть.
- С чего обычно начинается каждая встреча? (С приветствия). Давайте и мы поздороваемся.
Упражнение «Приветствие». Инструкция: детям необходимо поприветствовать как можно больше человек необычным способом. Один хлопок ведущего – здороваемся за руку, два хлопка – плечиком, три хлопка – спинами.
Обсуждение. Понравилось ли вам здороваться? Какое стало настроение? Для чего нужно здороваться? (Мы передаём друг другу хорошее настроение, желаем здоровья). Старайтесь всегда здороваться с каждым учеником вашего класса, передавая друг другу хорошее настроение, особенно если его кому-то не хватает.
- После приветствия, особенно если мы видимся впервые, необходимо познакомиться. Вы знаете имена друг друга, но для настоящего знакомства этого недостаточно.
Упражнение «Представь друга». Инструкция: возьмите половинку разрезанных картинок и найдите свою пару. Сядьте вместе. Теперь у вас будет несколько минут, чтобы узнать имя вашего партнёра, его любимое занятие, увлечение и его мечту. Дальше вам нужно будет рассказать о вашем партнёре всем нам.
Обсуждение. Было ли интересно узнавать новое о друге? Много ли у нас одинаковых интересов и желаний? У нас всех очень много похожего: мы любим рисовать, играть в футбол. Но мы и очень разные: каждый имеет свою мечту, у многих отличаются интересы. Это хорошо или плохо? Это здорово! Важно уважать и понимать каждого человека, его мечты и увлечения, желания, интересы, возможности.
Упражнение «Помоги другому». Инструкция: одному ребёнку завязываем глаза, второму нужно провести его через препятствие безопасным путём к конечной цели.
Обсуждение. Получилось ли довести партнёра? Было ли легко? Как себя чувствовали те, у кого были завязаны глаза? Бывает ли, что кому-то из класса нужна помощь?
Упражнение «Рисуем плохое настроение». Инструкция: нарисуйте плохое настроение, которое вы испытали недавно (обиду, злость, гнев). Выразите на бумаге все отрицательные эмоции. После рисования детям предлагается порвать или скомкать плохое настроение.
Обсуждение. Как себя чувствуете сейчас? Как ещё вы справляетесь с плохим настроением? А что вы делаете, если плохое настроение у кого-то из ваших одноклассников?
Упражнение «Ладонь». Инструкция: обведите ладонь на листе бумаги и напишите внизу ладони своё имя. Теперь мы будем создавать друг другу хорошее настроение. Вам необходимо подарить друг другу подарки, нарисовав их на ладошке одноклассника. Постарайтесь нарисовать как можно больше подарков своим одноклассникам.
Обсуждение. Посмотрите, какие подарки вам подарили одноклассники? Что вы чувствуете сейчас? Очень важно поддерживать друг друга.
Упражнение «Дыхание большого животного». Инструкция: сейчас мы представим себя одним организмом (животным). Для этого возьмёмся за руки и станем в круг. Делаем вместе вдох и шаг вперёд, выдох – шаг назад. Дышим.
Обсуждение. Получилось ли у нас? Почему?
3. Подведение итогов.
- Какое упражнение вам понравилось? Почему?
- Как можно поддержать друг друга, помочь другому?
Домашнее задание: внимательно отслеживать за тем, кому необходима помощь из одноклассников и оказывать её.
Материал подготовлен педагогом-психологом И.С.Теляк