Чем занять ребёнка дома?

Развивающие игрушки своими руками

Ребёнок и игрушка – две нераздельные половинки. Сейчас сложно представить малыша без вороха игрушек. Во многих семьях куклами, машинками, кубиками завален весь дом, а ребёнок все равно скучает и требует новых. Зачем вообще ребёнку нужны игрушки? Чтобы играл, был чем-то занят, не плакал, а самое важное – чтобы развивался. Поэтому помимо кукол, машинок (очень важных в жизни малыша), различных «завлекалок» мы с вами должны предлагать ребёнку и развивающие игрушки.

Развивающие игрушки – это игрушки, которые чему-то учат. Особенность таких игрушек в том, что ребенку надо выполнить какую-то задачу, а для этого приходится приложить усилия, подумать, как лучше ее выполнить. Подобные игрушки развивают воображение, память, фантазию, логику, мышление. Малыши развивают моторику, учат цвета, дошкольники изучают буквы, цифры.

Выбирать игрушки надо правильно. При выборе надо принимать во внимание возраст малыша. Естественно, трёхлетнему крохе не стоит покупать игрушку, предназначенную для ребёнка пяти лет. Иначе малышу будет слишком сложно, он не справится и потеряет интерес к игрушке. А ребёнку шести лет будет неинтересно с игрушкой, предназначенной малышу четырёх лет. В этом случае никакого развития он не получит. Кроме того, стоит учитывать интересы своего малыша. Кто-то любит конструировать, кто-то складывать кубики, а кому-то очень интересны наборы для творчества. Конечно, развивать ребёнка надо всесторонне, но и навязывать ему неинтересную для него игру не стоит.

Развивающие игрушки необходимы в любом возрасте. Ведь, начиная с двух-трёх месяцев, малыш уже начинает активно познавать мир. И в течение первого года у ребёнка формируются слуховые, зрительные и ориентировочные реакции, проходит подготовительный этап речевого и эмоционального развития, закладываются основы социального поведения. Поэтому даже такому крохе нужны игрушки. Лучше всего выбрать погремушки, мячики, объёмные фигурки, колокольчики среднего размера (по руке малыша).

С двух до трёх лет активно развивается речь, мышление, внимание. Малыш познаёт окружающий мир в основном руками. Поэтому в таком возрасте требуются различные стаканчики-вкладыши, матрёшки, разноцветные пирамидки, шнуровки, крупные бусины, деревянные кубики.

С трёх до семи лет постепенно добавляются более сложные игрушки: конструкторы, головоломки, наборы для творчества и сюжетно-ролевых игр. Ребёнок с помощью игрушек учится осознавать себя, ориентироваться в окружающем мире. Развивающие игрушки также необходимы для получения знаний о разных профессиях.

Но какие игрушки лучше выбрать? Стоит ли давать малышу только покупные игрушки или лучше сделать их самостоятельно?

Купить или сделать самим?

Не обязательно развивающие игрушки должны быть дорогими. Ведь главная задача таких игрушек в том, чтобы ребёнок учился думать и фантазировать, изобретать игру самостоятельно. А покупные игрушки предлагают действовать только в определённых рамках. И малыш должен попасть именно в них, чтобы выполнить определённое задание. Например, надо расставить предметы по возрастанию или по цвету. А может быть ребёнок просто хочет поиграть этими предметами? Может он придумал новое применение обычным кубикам или головоломке?

Значит, можно купить более простые игрушки, а можно делать их самостоятельно. Тогда ребёнок будет свободен в выборе, не ограничен рамками.

Развивающую игрушку можно сделать из коробки, бутылки, банки, палки, ткани. То есть, из любого безопасного материала. Обычные предметы тоже являются развивающими. Ложки, кастрюлю, баночки с крышками, мешочки с крупами или орехами, пуговицы – всё это можно использовать для игры и развития вашего малыша. Отличным решением будет делать развивающие игрушки вместе с ребёнком.

Почему лучше сделать самим?

Во-первых, это очень душевно и здорово, когда мама дарит малышу результат своих стараний.

Во-вторых, многие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Например, сенсорные коробки может сделать только мама. Вы только представьте, сколько пользы для маленьких пальчиков в простых крупах, воде, лоскутках и так далее!

В-третьих, малыши очень быстро теряют внимание к новым игрушкам. Они изучают их, играют, закрепляют полученную информацию и отправляются на поиски новых знаний. Как часто родители разочаровываются, когда купили дорогущую супер-развивающую игрушку, а ребёнок поиграл ею немного и оставил лежать без внимания. Это случается не из-за того, что игрушка плохая, а потому что ребёнок попросту узнал о ней всё, что хотел.

Из чего сделать игрушку?

Пригодится всё: пластиковые бутылки, крышки, коробки от конфет, обувные коробки, тюбики и маленькие баночки из-под таблеток или пищевых продуктов, кусочки тканей, крупы, макароны и так далее. Стоит только начать. Ваша фантазия безгранична!

Игрушка на руку из носка. Работы – 5 минут, восторга – море!

Мордочки для такой игрушки можно делать самые разнообразные. Но подойдёт и самая простая: глазки-пуговки и чубчик.

Можно надеть на ручку и сказать: «Привет!». Можно надеть на ножку, чтобы малыш тянулся и пытался снять носочек. Что развиваем? Двигательную активность, хватательную функцию, сосредоточение на предмете у малыша от 2-х месяцев.

Бутылочки, баночки с наполнителями. Вариантов игр с подобными бутылками множество. Их можно использовать как для самых маленьких деток, так и для дошкольников. Малышам, которые учатся ползать, такая бутылочка пригодится, чтобы толкать её, наблюдать, как она катится, ползти к ней и снова толкать. Разные звуки радуют малышей и им хочется узнать, как звучит следующая погремушка. Для старших деток эти баночки можно использовать как звуковое лото: «Подбери одинаковую по звуку баночку».

Сенсорные мешочки из воздушных шариков. Шарики наполняем горохом, пшеном, крахмалом, мелкими камушками.

Выбирайте воздушные шарики как можно более качественные. Они прослужат дольше. Не насыпайте в мешочки острые макаронные изделия или другие мелкие предметы с острыми частями, не насыпайте наполнитель очень плотно. Что развиваем? Тактильное восприятие, мелкую моторику.

Баночки с отверстиями. Тут вариантов великое множество. Понадобятся банки от детского питания с крышками, картонные коробки, пластиковые ведёрки с крышками. Делаем отверстия в крышках. Для начала одно круглое, одно квадратное по размеру кубика, несколько маленьких отверстий, дырочки разной величины, разных форм (кубик, шарик). Забрасывать можно шарики, кубики, ватные палочки, пуговицы. Чему учится малыш? Развивает координацию рук и зрения. Укрепляет мелкие мышцы рук. Различает предметы по величине, форме.

«Покормим зверушек». Пригодятся пластиковые бутылки из-под молока. Наклеим или нарисуем глазки, сделаем отверстие для ротика, ушки вырезаем из фетра или пластика. При желании можно игрушку обвязать. «Кормим» фасолью, макаронами, чем придумаете. С такой игрушкой развиваем мелкую моторику, координацию рук и зрения. Главное, не спешите усложнять, не предлагайте ребёнку то, к чему он ещё не готов. Идём от простого к сложному. Иначе, малыш потеряет интерес.

Коврики-вкладыши. В магазинах вкладышей великое разнообразие: формы, фигурки зверей, машинки и многое-многое и достаточно сложны для меленького ребёнка. Для начала можно сделать их попроще. Пригодятся салфетки для уборки дома. Всё просто: рисуем и вырезаем.

Фантазируйте, творите, развивайте Вашего малыша, радуйтесь новым открытиям вместе с ним!

Учитель-дефектолог   Н.Г. Чирица