Игрушки для детей от 1 года до 2 лет
На втором году жизни действия ребенка с игрушками и предметами усложняются: он не просто манипулирует ими (стучит, бросает на пол, тянет в рот), а начинает использовать их по назначению (возит машинку, катает и пинает мячик и т.п.).
- Резиновые или мягкие игрушки (животные и птицы). Игрушки должны быть похожи на реальных животных и птиц, небольшими по размеру и удобными для захвата, чтобы ребенок мог удержать их своей небольшой ручкой. С помощью этих игрушек вы сможете развить речь малыша, научив его повторять звуки, которые издают животные: «мяу» (кошка), «му-у-у» (корова), «ав-ав» (собака).
- Куклы-бибабо. Это куклы-перчатки, которые надевают на руку. С их помощью вы сможете создать домашний театр. Однако некоторые дети не любят играть с такими куклами. Убедитесь в том, что вашему ребенку они нравятся.
- Игрушки с веревочкой, дергая за которую малыш приводит в движение игрушку. Старинные игрушки - медведь, рубящий дрова, мужики с пилой - изготовлены именно по этому принципу.
- Игровые центры. В продаже есть центры, предназначенные для малышей старше года. На панели центров располагаются рычаги, запускающие в движение различные механизмы, а также счеты и алфавит.
- Четыре пластмассовых ведерка (красное, зеленое, синее и желтое) и набор разноцветных пластмассовых игрушек (кубиков, фигурок) тех же цветов. С помощью этих игрушек вы научите ребенка различать основные цвета. Пусть малыш бросает, например, красный кубик в красное ведерко, а синий кубик - в синее.
- Строительный набор (пластмассовые или деревянные детали, окрашенные в основные цвета). Хорошо, если в наборе есть детали одинаковой формы, но отличающиеся по размеру. С их помощью ребенок освоит понятия «большой» и «маленький». При покупке набора обращайте внимание на цвет деталей - они должны быть окрашены в основные цвета. С помощью конструирования развиваем у малыша координацию и точность движений руки и глаз (например, когда строим башню), учим ориентироваться в пространственных отношениях.
- Детские конструкторы с яркими пластмассовыми деталями, фигурками животных и людей. Разнообразные конструкторы способствуют развитию мышления, фантазии и мелкой моторики. Учите малыша собирать сначала самые простые объекты - дорожки для автомобилей, домики. Вводите в игру «героев» - фигурки животных, людей.
- Кубики (деревянные или пластмассовые, с буквами, цифрами или картинками). Научите ребенка строить различные объекты - пирамиду, поезд, дорогу. С помощью обучающих кубиков можно научить малыша читать и считать.
- Игрушки с прорезями и набором вкладышей (варианты игры «Почтовый ящик»). Подобные игры выполняют несколько задач - учат ребенка соотносить форму, размер и цвет предметов. Развивают познавательный навык, крупную и мелкую моторику.
- Рамки-вкладыши (детеныши). Учите малыша находить называть изображенные на вкладышах объекты и подбирать для них соответствующую прорезь.
- Разрезные картинки из двух-трех деталей с разной конфигурацией разреза. Развивают пространственные представления и мышление ребенка.
- Лото для самых маленьких (игра с набором карточек, на которых изображены животные или предметы). Раскладывая карточки на поле, ребенок запомнит значение слова (название объекта, изображенного на карточке) и научится его произносить
- Математические пазлы, математический набор. Такие наборы помогут ребенку освоить порядковый счет в пределах 5. Учите ребенка не только запоминать изображение цифры, но и соотносить число с количеством предметов.
- Тряпичные куклы с крупными чертами лица, резиновые пупсы. Выбирайте куклу с добрым выражение лица, ведь именно она может стать для вашего малыша первым другом. С куклой можно отправляться на прогулки, разделить тарелку каши или почитать книжку. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица. С помощью куклы вы можете показать различные действия (спать, есть, идти, бежать, прыгать и еще многое другое), чтобы ребенок усвоил значения слов - глаголов.
- Машинки деревянные, железные, пластмассовые, разных моделей и размеров. Машинки можно катать по наклонным поверхностям, возить за веревочку. Не забудьте, что в большие грузовые машины можно нагружать кубики, затем строить из них гараж.
- Игрушки с наклонными поверхностями (пластмассовые горки, дороги, автострады и др.). Такие игрушки развивают игровой и познавательный интерес, зрение. Малыши с удовольствием наблюдают, как машинки скатываются вниз по таким игрушкам.
- Игрушечный руль. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, расположенные на панели руля. Нажатие кнопок сопровождается различными звуковыми сигналами.
- Наборы детской мебели, посуды, игрушки, изображающие домашнюю утварь и бытовую технику. Такие игрушки нужны для того, чтобы ребенок начал имитировать действия взрослых. К концу второго года жизни малыш может показать, как мама готовит обед, гладит белье, говорит по телефону, как папа чинит машину. В такие игры нужно учить играть и мальчика и девочку, ведь именно так дети постигают «социальные» отношения.
- Игрушки для игр в ванне (плавающие пластмассовые игрушки, цветные губки, водяные мельницы, ситечки). Во время купания показывайте ребенку, как наполнять различные емкости, как плавают легкие и тонут тяжелые предметы.
- Игрушки для игр с песком (наборы совочков, грабелек, ведерок, формочек, а также пустые пластиковые бутылки и банки, старые кастрюли и миски, сито). Игры с песком развивают тактильную чувствительность, познавательные и творческие способности. Научите малыша печь куличики, просеивать песок сквозь пальцы и т. д. Вы можете насыпать немного песка в тазик, чтобы ребенок играл дома под вашим присмотром.
- Мозаика. Покупая мозаику, обратите внимание: кнопки должны быть довольно крупными, а количество дырочек на доске - небольшим. Эта игра развивает тонкие движения пальцев. Если вы попросите ребенка сделать, например, дорожку из кнопок только одного цвета, вы сможете закрепить знания ребенка об основных цветах.
- Игры со шнуровкой (пуговица, ботинок). В продаже есть специальные игрушки для детей раннего возраста, например крупная деревянная «пуговица» и небольшая веревочка с деревянной «иголкой-наконечником». Можно научить ребенка протягивать веревочку в отверстия игрушки.
- Наборы для выпускания мыльных пузырей, музыкальные игрушки (дудки, свистки, губные гармошки, свистульки), легкие пластмассовые шарики или шарики из пенопласта, «тещин язык» (свистулька со свернутым бумажным наконечником), фломастеры-блопены. Подобные игрушки развивают дыхание ребенка. С помощью фломастера-блопена можно рисовать, выдувая краску на бумагу через специальный наконечник.
- Музыкальные игрушки (барабаны, дудки, шарманки). Такие игрушки необходимы для развития слуха и чувства ритма. Учите ребенка извлекать звуки разной громкости и продолжительности. А еще можно организовать семейный ансамбль!
- Пластилин, не пачкающий руки, или соленое тесто и формочки. Научите ребенка отрывать куски пластилина от большого бруска, скатывать шарики и колбаски, лепить фигурки. Пластилин и тесто можно делить на части - это поможет малышу усвоить понятие количества.
- Мягкие карандаши, фломастеры, мелки, краски. Они просто необходимы юному художнику! Учить малыша рисовать карандашами и фломастерами можно с полутора лет.
- Волшебный экран. Обхватив руку малыша своей рукой, покажите ему, как проводить палочкой по поверхности экрана, а затем стирать рисунок, приподняв крышку.
- Первые книжки - мягкие книжки, книжки-раскладушки, книжки со звучащим наполнителем, клеенчатые книжки для игр в воде. Малышам раннего возраста необходимы книжки, в которых пока нет текста, зато есть крупные изображения предметов или животных. Такие книжки малыш может брать с собой в кроватку, в ванну, на прогулку.
- Мячики разного размера, воздушные шары. Мячики и воздушные шарики можно ловить, кидать, катать, пинать ногой, бросать в корзину для бумаг или коробку.
- Игрушки, по которым можно съезжать, на которых можно кататься, прыгать и раскачиваться (небольшие пластмассовые горки, батуты, лошадки-качалки и др.). Такие игрушки развивают умение управлять своим телом, координацию движений. Спортивные игры учат ребенка ходить, бегать, прыгать, карабкаться.
- Игрушечные коляски и тачки. В коляску можно посадить мягкую игрушку или куклу, а тачку нагрузить кубиками или другими предметами. Коляску можно катать по квартире и на прогулке. Развивают координацию движений, совершенствуют навык ходьбы.
Использованные источники:
Жукова, О. С. Энциклопедия развивающих игр от 0 месяцев до 3 лет / О. С. Жукова. – М. : АСТ. – 2009.