Играйте дома с ребенком в подвижные игры

15.03.2024

К сожалению, подвижные игры постепенно уходят из жизни современных детей, и их значение для развития ребенка часто забывается взрослыми.

Для детей с множественными тяжелыми нарушениями в развитии (ТМН) поддержка в области физической активности играет важную роль в их жизни. Вот несколько значимых аспектов:

Физическое развитие. Подвижные игры помогают стимулировать двигательные навыки, укреплять мышцы, улучшать координацию и равновесие, а также развивать гибкость. Это особенно важно для поддержания общего физического здоровья.

Социальная адаптация. Игры также помогают детям с ТМН развивать социальные навыки и умения. Они учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, развивать коммуникативные навыки, совместные усилия и сотрудничество.

Психологическое благополучие. Участие в подвижных играх способствует улучшению эмоционального состояния детей. Это помогает им испытывать радость, уверенность и удовлетворение от достижений, а также снижает стресс и тревожность.

Сенсорная стимуляция. Многие подвижные игры включают элементы тактильного, визуального и звукового восприятия, что помогает стимулировать сенсорную систему и развивать сенсорные навыки у детей.

Участие в подвижных играх дает детям возможность наслаждаться жизнью, испытывать радость и удовлетворение от активности.

Все эти факторы делают подвижные игры важным инструментом для поддержания здоровья, развития и благополучия детей.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и игры должны быть адаптированы под его индивидуальные потребности и возможности.

Важно также обеспечить безопасные условия для игры и активно взаимодействовать с ребенком, чтобы помочь ему получить максимальную пользу от игры.

В этой статье мы рассмотрим несколько подвижных игр, которые могут стать ценным ресурсом для вас и вашего ребенка.

Игры с мягкими мячами. Бросание и ловля мягких мячей могут помочь развить силу, координацию и моторику рук у детей с ограниченными двигательными навыками.

«Раз, два, три – мяч лови!». Ребенок держит мяч в руках. Взрослый считает: «Раз, два, три!». На последний счет ребенок подбрасывает вверх мяч и со словами «Мяч лови!», старается поймать свой мяч на лету или после отскока от земли. На начальном этапе игры мяч просто подбрасывается вверх и не ловится.

«Мяч толкни!». Взрослый и ребенок садятся напротив друг друга на расстоянии 1-2 м. У каждого в руках мяч. Вместе произнося: «Раз, два, три – мяч толкни!» - толкают мячи навстречу друг другу, чтобы не столкнулись. Постепенно расстояние увеличивается.

«Послушный мячик». Сидя ноги врозь на расстоянии 0,5-1м от стены, ребенок толкает от себя мяч в стену. Мяч катится, ударяется в стену и возвращается в его руки. Или ребенок может катить мяч взрослому.

«Боулинг». Наверняка вы время от времени покупаете минеральную воду. Не выбрасывайте бутылки: достаточно накопить штук 5–7, и у вас появится замечательный подсобный материал для организации этой игры. Бутылки можно наполнить разноцветной бумагой, слегка утяжелить крупами или пуговицами, и у вас получатся импровизированные кегли. Это развлечение относится к одному из самых безопасных игр с мячом дома. Мяч в данном случае заменяет метательный шар.

Игры с прыжками.

«Прыгает - не прыгает». Ребенок и взрослый становятся друг напротив друга, на небольшом расстоянии. Взрослый называет птиц, зверей и предметы (можно показывать одновременно картинки). Если называется, что прыгает, то ребенок подпрыгивает вверх на двух ногах. Если что не прыгает, ребенок стоит (или приседает).

«По ровненькой дорожке». Взрослый произносит слова: По ровненькой дорожке шагают наши ножки: раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам, в ямку – бух. Ребенок идет, на слова «по камешкам, по камешкам» - прыгает на двух ногах, продвигаясь вперѐд, на слова «в ямку – бух», присаживается на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит взрослый, и ребенок поднимается. Игра повторяется.

Игры с ходьбой и бегом.

«Самолеты». Ребенок - «летчик» стоит за линией, нарисованной на земле. На слова взрослого: «Самолѐт заводит пропеллер» "Самолет полетел" ребенок отводят руки в стороны, и бегает в разных направлениях. На слова: "Самолет присел" ребенок приседает, руки опускает вниз. На слова "Самолет на место!" ребенок возвращается за линию и стоит ровно.

«День и ночь». На команду взрослого «День», ребенок бегает, прыгает. На команду «Ночь», ребенок приседает, «спит».

«Автомобиль». Ребенок - «автомобиль» стоит на одной стороне комнаты. Взрослый меняет цвета на светофоре (круги, сделанные из цветного картона). Ребенок действует по сигналу светофора. Красный – стоит на месте. Желтый – внимание «заводит мотор». Зеленый – начинает движение.

Игры с мыльными пузырями. Пузыри могут быть прекрасным инструментом для стимуляции движений. Позвольте ребенку ловить и лопать пузыри или даже играть в «лови пузырь». Это также может быть отличным способом для развития внимания и концентрации.

Игры для развития координационных способностей

«Ручеек». Для нее понадобятся две веревочки одинакового размера. Расположите их на полу параллельно друг другу, между ними устройте «островки» – их можно сделать из кружков бумаги, если пол не скользкий, или нарисовать мелом, так как его удобно потом оттереть. Правила игры просты: ребенку нужно будет перебраться с одного берега ручейка на другой, перепрыгивая по островкам.

«Найди, где спрятано». Ребенок сидит с одной стороны комнаты. Взрослый показывает ребенку игрушку, которую он будет прятать. Взрослый предлагает отвернуться. Сам отходит от ребенка на несколько шагов и прячет игрушку, после чего говорит: "Ищи!" Ребенок начинает искать. Можно подсказывать ребенку место нахождения игрушку словами «Горячо», «Тепло», «Холодно».

Музыкальные игры. Включение музыки в игровой процесс может превратить физическую активность в источник удовольствия и развлечения. Позвольте вашему ребенку испытать радость движения под ритм музыки. Это может быть просто танец на месте или использование музыкальных инструментов, таких как бубенцы или маракасы, для стимулирования движений.

Уважаемые родители, помните, что движение – это не только забава, но и важный компонент развития и благополучия вашего ребенка. Позвольте ему исследовать мир через игру и движение, и вы увидите, как они расцветают и развиваются.

Воспитатель С.Ч. Рожанская