Учим «особенного» ребёнка ориентироваться в пространстве
26.05.2023Умение ориентироваться в пространстве играет особую роль в развитии познавательной деятельности каждого ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей и выступает необходимым условием социальной адаптации.
Это очень длительный процесс, который начинается с самого рождения и протекает последовательно в тесной связи с развитием психической активности и особенностями эмоциональной сферы. В основе данного познания лежит предметная деятельность. Овладение предметными действиями способствует познанию пространственных свойств и пространственных отношений предметов.
У детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии умения и навыки пространственной ориентировки формируются с большим трудом.
Дети с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии не понимают функционального назначения предметов, не совершают с ними необходимых манипуляций, не фиксируют взгляд на предметах. Их игровые действия отражают недостаточность развития пространственных представлений. Их игры бедны и примитивны. Дети недостаточно ориентируются даже в схеме собственного тела. У них наблюдаются не совсем чёткие представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела, расположенного напротив. Они испытывают трудности при ориентировке во всех направлениях пространства, затруднения при определении правого и левого, верха и низа.
Работа требует от учителя напряжения и выдержки, ведь результаты проявятся не сразу. Даже то, что считалось усвоенным, завтра может оказаться совершенно незнакомым материалом. А то, что получилось хорошо, вдруг может серьёзно осложниться. Вместе с тем, при систематических занятиях могут наблюдаться положительные изменения.
Важным средством полноценного овладения знаниями является активная предметно-практическая деятельность детей, их собственные действия. Такая деятельность организуется педагогом на многих учебных и коррекционных занятиях. Особое внимание необходимо уделять занятиям по практической математике, так как ориентировка в пространстве является одним из компонентов содержания программы по данному учебному предмету.
Формирование опыта ориентировки в пространстве и соответствующих представлений начинают с ориентировки в схеме своего тела, расположении и перемещении тела в пространстве. Дети сначала на кукле учатся показывать основные части человеческого тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, а также грудь, живот, спину. Эти части тела они показывают у своих одноклассников, а затем – на рисунках. Только после этого организуется самонаблюдение при помощи зеркала. Желательно, чтобы дети могли себя видеть в полный рост, сравнивать своё тело с телом другого человека, взрослого или одноклассника.
На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле и лице. Работа над схемой тела является началом, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).
Работа ведётся перед зеркалом и начинается с показа и называния основных частей тела ребёнка. Только после их усвоения можно анализировать расположения частей тела: вверху – голова, внизу – ноги.
В соответствии с этими представлениями в работу вводятся предлоги: над, под, между.
При изучении схемы лица и тела особое внимание уделяется закреплению представлений о правой и левой стороне тела и лица. Для этого используются метки, которые размещаются слева-справа (на руке, на груди). Первым шагом обучения становиться маркировка (ленточка, браслет) левой руки учащихся. Маркировка левой руки производится независимо от ведущей руки, чтобы не создавать путаницу у детей с разными ведущими руками. Теперь понятно, что слева – это «там, где ленточка». Такие маркёры на первых этапах должны присутствовать постоянно. Изучаются «верх» (голова, бант, солнце) и «низ» (ноги, пол, ботинки, трава).
Изучение каждого из направлений пространства связывается с определённым движением, вверх, вперёд, назад, вправо и влево – простой шаг или прыжок, вниз – присесть. Здесь же закрепляются понятия дальше, ближе и т.п. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется задание.
Учить пространственной ориентировке надо и в обыденной жизни. Понятия «верх», «низ», «справа», «слева» намного легче усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), «бросим вправо», «бросим влево»
Пространственные представления формируются в процессе игр, когда требуется перемещение в пространстве по подражанию, по образцу, по речевой инструкции («Найди спрятанную в комнате игрушку»). Учащиеся в процессе практической деятельности усваивают и закрепляют значение терминов впереди, позади, справа, слева, далеко, близко.
Следующим уровнем развития пространственных представлений является определение направлений в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу.
Момент перехода от вертикальной оси к горизонтальной (пространству, в котором в основном проходит учебная деятельность) является одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями. На этом этапе анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту (отсчёт ведётся от собственного тела). Вначале формируются представления по горизонтальной оси впереди. Дидактическим материалом могут выступать игрушки, конструктор, магнитная доска и др. Постепенно осуществляется переход от анализа горизонтального пространства впереди к анализу «бокового» горизонтального положения. Анализируется расположение объектов по отношению к собственному телу, и формируются понятия слева, справа.
Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям, чередуя их с вновь изученными. Подойдут любые доступные задания, которые помогут сформировать представления о том, где над, под, сверху, снизу, справа, слева, в центре. Можно придумывать и усложнять задания по ходу игры, учитывая возможности и особенности учащихся.
Позже всех отрабатывается пространственное направление сзади.
Основные положения пространства усваиваются сначала с использованием реальных предметов, затем – с использованием изображений предметов.
После выработки навыка ориентирования в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу можно переходить к изучению понимания взаимоотношения объектов в пространстве относительно друг друга. Сначала формируются представления о вертикали, затем – представления о горизонтали от себя вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие сзади.
Большое внимание уделяется обучению ориентировки на листе бумаги. На данном этапе можно использовать двигательные и графические диктанты, графические схемы, конструирование и копирование. Можно начинать с рисования пеной для бритья на зеркале («Нарисуй солнышко вверху», «Нарисуй травку внизу» и т. д.), а затем – на листе бумаги. Сначала у детей формируются представления о верхней и нижней, правой и левой сторонах листа бумаги. Это достигается в ходе игровых упражнений, связанных с размещением на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над…, под…, (и т.д.).
Разнообразные упражнения и игры будут позволять учащимся творчески манипулировать любыми объектами.
Для учащихся нашего Центра были разработаны и апробированы четыре плана-конспекта занятий по учебному предмету «Практическая математика» к изучению раздела «Ориентировка в пространстве». Данные конспекты являются примерными и как вариант могут быть использованы другими специалистами при работе с «особенными» детьми.
План-конспект №1
Тема: Слева - справа
Задачи:
- формировать представление учащихся о пространственных отношениях «слева – справа» относительно себя; учить находить игрушки, предметы справа и слева от себя, выполнять предлагаемые действия по расположению предметов справа и слева относительно себя; закреплять количественный счёт в пределах 3 и умение различать предметы по размеру;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве, наглядно-действенное мышление, общую координацию движений;
-воспитывать доброжелательность, положительное отношение к выполняемым действиям, старательность, активность
Оборудование: игрушка (щенок), большие красочные пакеты, наполненные школьными принадлежностями (ручка, карандаш, тетрадь, книга) по количеству учащихся, два маленьких красочных пакета со сладкими угощениями для ребят, наборы цифр от 1 до 5 по количеству учащихся, аудиозапись танца-игры с ускорением «Мы пойдём налево…»
Ход занятия:
- I. Организационная часть.
Учитель звенит колокольчиком и говорит:
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс.
Подготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Мы друг дружке улыбнёмся,
За работу все возьмёмся.
- II. Основная часть.
- Создание игровой ситуации и сообщение темы занятия.
- Ребята, посмотрите, кого я нашла возле нашей двери (показывает щенка). Это щенок Тобик. Давайте поздороваемся с нашим гостем. (Дети здороваются). Щенок Тобик пришёл к нам с красочными пакетами. Что лежит в пакетах, мы узнаем позже. А сейчас наш гость посмотрит, как вы будете показывать направления слева – справа.
(Взрослый размещает игрушечного щенка на столе перед учащимися).
- Задание «Большой - маленький».
-Покажите большие пакеты.
- Покажите маленькие пакеты.
(Ребята под руководством взрослого определяют, какие пакеты большие, а какие – маленькие).
- Задание «Сосчитай».
- Ребята, внимательно посмотрите на нашего гостя.
- Сколько пришло щенят? Считаем вместе. (1)
- Сколько больших пакетов принёс щенок? Считаем вместе. (3)
- Сколько маленьких пакетов принёс щенок? Считаем вместе. (2)
(Учащиеся считают, соотносят количество с цифрой, находят нужную цифру у себя на столе и показывают педагогу).
- Щенок, располагайся удобнее и смотри, как наши ребята занимаются.
- Дидактическая игра «Покажи руки»
- Ребята, покажите свои руки. Положите их на стол. Сейчас мы вспомним, где у нас правая (левая) рука. Вот это правая рука (подходит к каждому, показывает правую руку, обозначает её специальноё наклейкой). Вот это левая рука (подходит к каждому, показывает левую руку). А сейчас поиграем. Я буду говорить вам, какую руку нужно показать.
- Правая рука. (Дети поднимают нужную руку. При необходимости взрослый оказывает помощь).
- Левая рука.
- Правая рука.
- Левая рука … и т. д.
- Дидактическая игра «Что (кто) находится справа (слева) от тебя?»
- Ребята, поднимите правую руку, укажите направление справа. Что находится у вас справа? (диван, цветок, шкаф и т.д.) Кто сидит справа от вас? (Показывают, называют, здороваются). Поднимите левую руку, укажите направление слева. Что находится у вас слева? (Окно). Кто сидит слева от вас? (Показывают, называют, здороваются).
- Физкультминутка. Подвижная игра «Ничего не говори, а тихонько покажи»
- Я вижу, что все немножечко устали. Предлагаю выйти на середину класса, стать в круг и поиграть в танцевальную игру. «Мы пойдём налево …
Мы пойдём налево,
Мы пойдём направо,
Два раза повернёмся,
Потянемся, проснёмся,
Попрыгаем на месте,
Шагнём вперёд все вместе.
А дальше как пингвины
Покатимся со льдины,
И руки поднимем,
Опустим, поднимем.
Да. И друга обнимем.
(Ребята выполняют движения согласно содержанию текста).
- Задание «Разложи школьные принадлежности».
(Педагог демонстрирует учащимся школьные принадлежности из больших пакетов и уточняет их назначение. После этого, каждый учащийся получает пакет с ручкой, карандашиком, тетрадкой и книгой). Взрослый даёт инструкцию:
-Достань тетрадь.
- Положи тетрадь на стол слева.
- Достань карандаш.
- Положи карандаш на стол справа.
- Достань книгу.
-Положи книгу на стол слева.
- Достань ручку.
-Положи ручку на стол справа.
III. Заключительная часть.
1.Похвала учащихся. Педагог благодарит каждого ребёнка за хорошую работу.
- Прощание со щенком.
- Задание «Угощение для ребят»:
- Ребята, посмотрите, щенок оставил нам ещё два маленьких пакета. Давайте заглянем в них. (Взрослый приоткрывает пакеты). Ой, это же сладкие угощения от щенка. (Педагог предлагает каждому по очереди взять угощение сначала из пакета, который находится справа от него, а потом из пакета, который находится слева от него).
План-конспект №2
Тема: Пространственное направление на, над, под
Задачи:
- формировать умение учащихся воспринимать и воспроизводить пространственные отношения на, над, под между предметами и относительно себя; закреплять количественный счёт в пределах 3 и умение различать предметы по размеру;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве, наглядно-действенное мышление, общую координацию движений;
-воспитывать доброжелательность, положительное отношение к выполняемым действиям, старательность, активность
Оборудование: игрушки (щенок, котёнок, цыплёнок), предметы быта (покрывало, цветок в горшке, одна пара детских ботинок, пластмассовая чашка, ведро для мусора), наборы цифр от 1 до 5 по количеству учащихся.
Ход занятия:
- I. Организационная часть.
Учитель звенит колокольчиком и говорит:
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс.
Стали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво!
Не ленитесь – улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- II. Основная часть.
- Создание игровой ситуации и сообщение темы занятия.
Педагог подходит к двери, прислушивается и говорит:
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу!
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы пищит, ворчит.
Кто бы ни был, заходи,
На ребяток посмотри.
Педагог вносит в класс игрушечных гостей (щенка, котёнка, цыплёнка) и сообщает: «Так вот кто к нам пришёл! Ребята, давайте поздороваемся с щенком, котёнком и цыплёнком. Гости сегодня хотят посмотреть, как вы различаете направления на, над, под».
(Взрослый размещает игрушки на столе перед учащимися).
- Задание «Сосчитай гостей».
- Ребята, внимательно посмотрите на наших гостей.
- Сколько пришло щенят? Считаем вместе. (1)
- Сколько пришло котят? Считаем вместе. (1)
- Сколько пришло цыплят? Считаем вместе. (1)
- Сколько гостей всего? Считаем вместе. (3)
(Учащиеся считают, соотносят количество с цифрой, находят нужную цифру у себя на столе и показывают учителю).
- Задание «Большой - маленький».
- Кто из гостей самый большой?
- Кто из гостей самый маленький?
(Ребята под руководством взрослого определяют большую и маленькую по размеру игрушку).
- Задание «Где игрушки?»
Педагог обращает внимание учащихся на расположение щенка, котёнка, цыплёнка и говорит: « Щенок сидит НА столе. Котёнок сидит НА столе. Цыплёнок стоит НА столе».
Затем взрослый на глазах детей прячет игрушки под стол и говорит: «Щенок спрятался ПОД столом. Котёнок спрятался ПОД столом. Цыплёнок спрятался ПОД столом».
Педагог имитирует прыжки игрушечных гостей и говорит: «Щенок подпрыгнул НАД столом. Котёнок подпрыгнул НАД столом. Цыплёнок взлетел НАД столом».
- Упражнение «Игрушку выбирай и команду выполняй».
(Взрослый предлагает учащимся взять понравившегося игрушечного гостя и поиграть с ним).
- Посадите игрушку НА стол.
- Спрячьте игрушку ПОД стол.
- Подержите игрушку НАД столом.
- Подвижная игра «Ничего не говори, а тихонько покажи»
- Встаньте.
- Покажите руки.
- Поднимите руки вверх, потянитесь.
- Сядьте НА стул.
- Положите руки НА стол.
- Потрясите руками НАД столом.
- Спрячьте руки ПОД стол.
- Похлопайте руками НАД столом.
- Встаньте.
- Спрячьтесь ПОД столом.
- Сядьте НА стул.
- Задание «Всё по местам».
(Педагог демонстрирует учащимся знакомые предметы быта, уточняет их назначение и предлагает по очереди выполнить следующие команды).
- Поставь цветок НА подоконник.
- Положи покрывало НА диван.
- Поставь чашку НА стол.
- Поставь ботинки ПОД стул.
- Поставь ведро ПОД стол.
III. Заключительная часть.
1.Похвала учащихся. Педагог благодарит каждого учащегося за работу.
- Прощание с игрушечными гостями.
- Задание «Будьте здоровы».
(Взрослый предлагает ребятам стать в круг и взяться за руки).
А теперь мы улыбнёмся.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье
«Будьте все здоровы!»
(Ребята улыбаются, машут друг другу рукой).
План-конспект №3
Тема: Вверху - внизу
Задачи:
- формировать пространственные представления учащихся «вверху–внизу» относительно себя в ходе выполнения предметно-практических действий; закреплять количественный счёт в пределах 4 и умение различать предметы по размеру;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве, наглядно-действенное мышление, общую координацию движений;
-воспитывать доброжелательность, положительное отношение к выполняемым действиям, старательность, активность
Оборудование: «чудесный сундучок», игрушки (1 большой мяч, 3 маленьких мяча, игра-пазл, сенсорный кубик, 2 набора сенсорных стаканчиков, набор конструктора), наборы цифр от 1 до 5 по количеству учащихся.
Ход занятия:
- I. Организационная часть.
Учитель звенит колокольчиком и говорит:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- II. Основная часть.
- Создание игровой ситуации и сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня я хочу показать вам что-то интересное. Учитель вносит в класс чудо-сундучок с игрушками, трясёт им и от имени сундука обращается к детям:
Я чудесный сундучок,
Вам, ребята, я – дружок.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
- Сундучок, сундучок, что ты нам принёс? (Я принёс игрушки и хочу посмотреть, как ребята умеют размещать их вверху и внизу). Тогда откройся и покажи нам свои игрушки.
(Взрослый достаёт содержимое сундучка и размещает на столе перед учащимися).
- Задание «Сосчитай игрушки».
(Перед каждым учащимся лежит набор цифр от 1 до 5).
- Ребята, внимательно посмотрите на игрушки из сундучка.
- Сколько мячей? Считаем вместе. (4)
- Сколько игр - пазлов? Считаем вместе. (1)
- Сколько наборов стаканчиков? Считаем вместе. (2)
- Сколько кубиков? Считаем вместе. (1)
- Сколько наборов конструктора? Считаем вместе. (1)
(Учащиеся считают, соотносят количество с цифрой, находят нужную цифру у себя на столе и показывают учителю).
- Задание «Большой - маленький».
-Покажите большой мяч.
- Покажите маленькие мячи.
(Ребята под руководством взрослого определяют, какой мяч большой, а какие – маленькие).
- Демонстрация и называние учителем игрушек, расположенных ВВЕРХУ и ВНИЗУ шкафа.
- Ребята, у нас в игровом уголке тоже есть много игрушек. Они находятся в шкафу на полках ВВЕРХУ и ВНИЗУ. Давайте посмотрим на наши игрушки.
- Задание «Возьми игрушку». Ребятам предлагается взять сначала одну игрушку, которая находится ВВЕРХУ, а потом – ВНИЗУ.
- Физкультминутка. Подвижная игра «Передай мяч»
- Я вижу, что все немножечко устали. Предлагаю, выйти на середину класса, стать в круг и поиграть с мячом из сундучка. (Дети передают друг другу мяч сверху, а потом – снизу).
- Дидактическая игра «Расставь игрушки по местам».
- Ребята, предлагаю вам расставить новые игрушки из сундучка расставить на полочки. (По команде учителя «поставь наверх» дети размещают игрушки на верхние полки, а по команде «поставь на низ» - на нижние).
III. Заключительная часть.
1.Похвала учащихся. Учитель благодарит каждого учащегося за работу.
- Прощание с сундучком.
- Задание «Будьте здоровы».
(Взрослый предлагает ребятам стать в круг и взяться за руки).
А теперь мы улыбнёмся.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье
«Будьте все здоровы!»
(Ребята улыбаются, машут друг другу рукой).
План-конспект №4
Тема: Внутри - снаружи
Задачи:
- формировать пространственные представления учащихся «внутри – снаружи» относительно себя в ходе выполнения предметно практических действий и бытовых ситуаций; закреплять количественный счёт в пределах 3 и умение различать предметы по размеру;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве, наглядно-действенное мышление, общую координацию движений;
-воспитывать доброжелательность, положительное отношение к выполняемым действиям, старательность, активность
Оборудование: игрушки ( собака, кот, цыплёнок), наборы цифр от 1 до 5 по количеству учащихся, 1 маленький обруч для цыплёнка, игрушечный домик для кота, прозрачная коробочка с кубиками для собачки, разноцветные обручи по количеству учащихся, детский домик-палатка, предметы с игрушками по количеству учащихся, аудиозапись любой ритмичной музыки, музыкальная колонка.
Ход занятия:
- I. Организационная часть.
Учитель звенит колокольчиком и говорит:
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс.
Стали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво!
Не ленитесь – улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- II. Основная часть.
- Создание игровой ситуации и сообщение темы занятия.
Педагог подходит к двери, прислушивается и говорит:
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу!
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы пищит, ворчит.
Кто бы ни был, заходи,
На ребяток посмотри.
Педагог вносит в класс игрушечных гостей (собаку, кота, цыплёнка) и сообщает: «Так вот кто к нам пришёл! Ребята, давайте поздороваемся собакой, котом и цыплёнком. Гости хотят поиграть с нами и посмотреть, как вы понимаете слова «внутри – снаружи».
(Взрослый размещает игрушки на столе перед учащимися).
- Задание «Сосчитай гостей».
(Перед каждым учащимся лежит набор цифр от 1 до 5).
- Ребята, внимательно посмотрите на наших гостей.
- Сколько пришло собак? Считаем вместе. (1)
- Сколько пришло котов? Считаем вместе. (1)
- Сколько пришло цыплят? Считаем вместе. (1)
- Сколько гостей всего? Считаем вместе. (3)
(Учащиеся считают, соотносят количество с цифрой, находят нужную цифру у себя на столе и показывают учителю).
- Задание «Большой - маленький».
- Кто из гостей самый большой?
- Кто из гостей самый маленький?
(Ребята под руководством взрослого определяют большую и маленькую по размеру игрушку).
- Задание «Где цыплёнок?»
Педагог берёт маленький обруч, помещает ВНУТЬ его цыплёнка и обращает внимание учащихся на расположение игрушки. «Цыплёнок ВНУТРИ. Собака и кот СНАРУЖИ. Давайте и мы, как цыплёнок, поиграем с обручами».
- Подвижная игра «Разноцветные обручи»
На полу расположены разноцветные обручи по количеству учащихся. Педагог предлагает стать ВНУТРЬ понравившегося обруча и запомнить своё место. После этого учащиеся выходят из обручей (оказываются СНАРУЖИ) и под быструю, ритмичную музыку двигаются в хаотичном порядке. Когда музыка останавливается, дети снова становятся на своё место – ВНУТРЬ обруча.
- Задание «Где кот?»
Педагог берёт игрушечный домик, помещает ВНУТЬ его кота и обращает внимание учащихся на расположение игрушки. «Кот ВНУТРИ. Собака и цыплёнок СНАРУЖИ. Педагог берёт игрушечный домик, помещает ВНУТЬ его кота и обращает внимание учащихся на расположение игрушки. «Кот ВНУТРИ. Собака и цыплёнок СНАРУЖИ. Давайте и мы, как кот, поиграем с домиком».
- Дидактическая игра «Внутри – снаружи»
В уголке классной комнаты находится детский прозрачный домик-палатка. Взрослый предлагает учащимся поиграть с домиком.
- Мы стоим СНАРУЖИ. Кто хочет попасть во ВНУТРЬ домика? (Ребятам предлагается по очереди залазить в домик).
- Поднимите руку, кто ВНУТРИ дома.
- Поднимите руку, кто СНАРУЖИ дома.
8.Задание «Что у собаки?»
Педагог берёт маленькую прозрачную коробку с кубиками и обращает внимание учащихся на то, что ВНУТРИ коробки находятся любимые игрушки собаки. Сейчас я покажу, как он будет с ними играть. (Показывает). Давайте и мы, как собачка, поиграем с игрушками.
- Задание «Поиграй с тем, что внутри»
Перед учащимися выставляются предметы с игрушками ВНУТРИ: пакет с воздушным шариком, коробочка с мячом, яйцо с динозавриком). Но игрушки не видны. Они находятся ВНУТРИ. Чтобы поиграть с ними, нужно их достать. (Дети по очереди подходят к столу, выбирают один предмет с игрушкой, достают её и играют на своих рабочих местах).
- Покажите, что было ВНУТРИ. (Показывают).
- Покажите, как играете с игрушками СНАРУЖИ. (Показывают).
- Спрячьте игрушки ВНУТРЬ. (Прячут).
III. Заключительная часть.
1.Похвала учащихся. Учитель благодарит каждого учащегося за работу.
- Прощание с игрушечными гостями.
- Задание «Угощение для ребят»:
- Ребята, посмотрите, гости оставили нам за хорошую работу корзинку с угощениями. (Взрослый демонстрирует корзинку с конфетами и как будто бы роняет её. Половина содержимого должно высыпаться. Педагог предлагает каждому по очереди подойти к столу и взять сначала конфету, которая находится ВНУТРИ корзинки, а потом конфету, которая лежит СНАРУЖИ).
Дукова Н.К., учитель
Список использованных источников
- Боровская, И.К., Ковалец, И. В., Савочкина,Г.В. Коррекционная работа по развитию пространственно-временной ориентировки у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие/ И.К.Боровская, И.В. Ковалец, Г.В. Савочкина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019. – 104 с.
- Гриханов, В.П., Лисовская, Т.В., Мыслюк, В.В. Обучение практической математике учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие/ В.П. Гриханов, Т.В.Лисовская, В.В. Мыслюк ; под ред. В.П. Гриханова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 112 с.
- Учебная программа для I – IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : утв. М-вом образования Респ. Беларусь. – Минск, 2016.