Учим «особенного» ребёнка ориентироваться в частях суток при выполнении жизненно значимых действий

21.05.2024

Как показывает практика, дети с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии в силу своих особенностей испытывают большие трудности при ориентировке в частях суток. Они не устанавливают причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиям и явлениями, не вычленяют их зависимости от смены частей суток, не запоминают названий. Без специально организованной работы и помощи со стороны педагогов, родителей формирование целостного представления о сутках у детей данной категории невозможно. Это очень сложный и длительный процесс, который осуществляется через практическую деятельность и жизненный опыт детей. Поэтому, для лучшего освоения информации, в процессе обучения важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка;
  2. Опора на наглядный материал;
  3. Опора на личный опыт детей;
  4. Проведение подготовительной работы перед изучением материала;
  5. Многократное и систематическое повторение пройденного.

При формировании умения ориентироваться в частях суток работа начинается со знакомства с контрастными понятиями день и ночь, а потом, в последующем – утро-вечер. Основной акцент здесь делается на организацию и проведение наблюдений за явлениями в природе и постоянной деятельностью людей в данный период. Материал предлагается рассматривать последовательно: вначале отражаются изменения в природе в определённое время, затем рассматривается деятельность детей в данное время суток, далее – деятельность взрослых в этот отрезок времени. При наблюдении внимание учащихся сосредотачивается на объективных показателях (положение солнца, степень освещённости земли, цвет неба), на собственную деятельность детей на данный момент. И тогда, для идентификации каждой части суток рекомендуется использовать определённый цвет, который соответствует цветовой окраске неба в данное время. Нужно акцентировать внимание учащихся на преобладание голубого цвета в утренние часы, жёлтого – в дневные, серого – в вечернее и чёрного – в ночное время. Такой условный знак (цветовой символ) будет способствовать более лёгкому восприятию детьми конкретной части суток.

Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня учащихся, есть постоянные, имеющие место в определённое время: зарядка, завтрак, учебные занятия, прогулка и др. Такие виды деятельности используются в качестве показателей времени частей суток. Продемонстрировать эти виды деятельности и связать время их протекания можно, разговаривая с детьми об этой деятельности и времени и показывая эту деятельность на картинках, фотографиях.

Для идентификации частей суток можно применять дидактические игры на основе изученных цветовых символов. Например:

 Игра «Что наступило?» Сначала учащиеся прослушивают коротенькое четверостишие о признаках части суток или рассматривают иллюстрацию какой-то части суток. Потом учитель задаёт вопрос «Что наступило?» Учащимся нужно поднять карточку-символ определённого цвета, соответствующего данной части суток.

Игра «Когда это бывает?» Учащимся раздаются цветные карточки-символы, на которых можно написать: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», и фотографии с изображением деятельности детей. Учитель предлагает учащимся установить, когда, в какое время суток происходило изображённое действие и положить его под соответствующую карточку-символ.

Так же, для закрепления материала можно изготовить индивидуальный режим каждой части суток, который рекомендуется составлять совместно с учащимся. Для этого в центре листа бумаги прикрепляется карточка-символ каждой части суток, а вокруг неё - фотографии с изображением самого учащегося и его деятельности в это время суток.

Учитель Сморгонского ЦКРОиР Н.К.Дукова

Список использованной литературы:

  1. Боровская, И.К. Коррекционная работа по развитию пространственно-временной ориентировки у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие/ И.К. Боровская, И.В. Ковалец, Г.В. Савочкина. –Минск : Адукацыя і выхаванне, 2019. –16 с.
  2. Ковалец, И.В. Изучаем части суток: учеб.- нагляд. пособие / И.В., Ковалец. – Минск : Народная асвета, 2017.
  3. Ковалец, И.В. Мой день: учеб.- нагляд. пособие / И.В. Ковалец. – Минск : Народная асвета, 2013.
поделиться в: