Почему малыш не говорит?

Рождение ребёнка – ни с чем несравнимое счастье. Мы радуемся первой улыбке, первому «агу», первому слову, первому шагу. То и дело подгоняем время: «скорей бы пошел», «скорей бы заговорил». Но, к сожалению, бывает и так, что ожидания родителей не оправдываются. Время идет, а малыш молчит. Почему? Иногда родители отмахиваются: «еще маленький», «он все понимает, только ленится говорить».  Маленький ребёнок не может лениться! На все есть свои причины. Даже незначительные нарушения слуха могут привести к задержке речевого развития. Если малыш плохо слышит, то, соответственно, плохо воспринимает речь окружающих. Он не различает звуки и не может четко повторить услышанное слово. 

Немаловажную роль играют социальные факторы: с ребенком мало разговаривают («он же слышит человеческую речь, смотрит мультики») или, наоборот, говорят слишком быстро, слишком сложно для крохи, в семье говорят на двух (а то и более) языках. Конфликтные ситуации в семье тоже имеют значение.

Речевые нарушения могут быть следствием неблагоприятного течения беременности, болезни мамы во время беременности, родовых травм, асфиксии новорожденного, ранних травм головы у малыша, цепочки детских инфекций, которые вызывают истощение центральной нервной системы, длительно текущих соматических заболеваний. Часто у детей с задержкой речи встречаются нарушения в поведении: гипервозбудимость, чрезмерная капризность, либо, наоборот, пассивность, инфантильность. Переживания родителей не беспочвенны, если малыш не научится говорить за первые три года жизни, то в дальнейшем ему будет еще труднее. Следует насторожиться если:

к концу 1-го месяца жизни ребёнок никогда не кричит перед кормлением;

в 3-4 месяца нет «комплекса оживления», либо он проявляется смазано, то есть малыш не улыбается, когда с ним разговаривают. Не машет при этом ручками и ножками или делает это неактивно, нехотя;

в 5-6 месяцев не произносит отдельные звуки или слоги (ба-ба, ма-ма, та-та);

к концу 10-го месяца не машет головой в знак несогласия либо ручкой в знак прощания;

к году не выполняет простые просьбы (принести мяч);

к двум годам не показывает части тела, не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;

в три года не может сказать как его зовут, сколько ему лет.

Часто родители в данной ситуации просто не знают, как поступить: обратиться к врачу или еще ждать. Если обратиться, то к кому? Понять причину возможного нарушения речи поможет врач: педиатр, детский невролог, психиатр, отоларинголог. Можно обратиться за консультацией к учителю-дефектологу. С помощью простых тестов специалист сможет определить соответствует ли уровень развития речи ребенка его возрасту. Желательно получить консультацию, когда малышу будет год. А также повторить осмотр в два и в три года. Ведь, чем раньше будет установлена проблема, тем проще будет справиться с нею.

Как помочь ребенку заговорить? Проговаривайте все, что происходит с ребенком: называйте все предметы, к которым прикасается ваш малыш, все действия, которые он выполняет сам или вместе с вами (одеваетесь, гуляете на улице, кушаете и т.д.). Читайте детские книжки: потешки, короткие сказки. Рассказывайте сказку своими словами, упрощая текст, если вы видите, что малыш устает и не дослушивает сказку до конца. Рассматривая картинки, задавайте вопросы. Пусть малыш покажет не только предмет или персонаж сказки, но и кто спит, сидит, одевается, кто большой, кто маленький, где один, где много и т.д. Играйте с ребенком в «дразнилки»: пусть попробует повторить за вами облизать губы, надуть щечки, пощелкать язычком, «как лошадка».

Рисуйте пальчиками на подносе с манкой, влажным песком, на старых обоях, на большом листе бумаги, произносим вместе с ребенком любые звуки или короткие слова: у-у-ветер дует, волк воет, би-би – машинка гудит, кап – дождик капает. Не забудьте про пальчиковые и жестовые игры.

Не требуйте от вашего малыша безупречного выполнения задания. Начинайте с простого, постепенно усложняя. Занятия с маленькими детьми длятся 3-5 минут. Ребенок будет впитывать знания, если ему интересно. Создайте игровую ситуацию, возьмите себе в «помощники» куклу или мишку. Не говорите слово «неправильно»! Хвалите малыша даже за незначительные успехи. Все, что нужно вашему малышу, это ваше время и внимание.

Получить консультацию учителя-дефектолога и педагога-психолога, определить уровень развития ребёнка можно в государственном учреждении образования «Сморгонский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Наш телефон: 4 84 76.

Учитель-дефектолог Сморгонского ЦКРОиР Н.Г.Чирица

Использованные источники:

  1. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2005.
  2. Краузе, Е. Логопедия / Е. Краузе. – 3-е изд. – СПб. : КОРОНА принт, 2006.
  3. Первушина, С. В. Развивающие игры для детей от рождения до одного года / С. В.  Первушина. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2001.