Профилактика жестокого обращения с детьми

Проблема насилия в семье, жестокого обращения с детьми на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства и безнадзорности.

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной частью нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия.

Дети крайне редко сами сообщают о том, что подвергаются жестокому обращению по ряду причин:

- ребенок не видел другого отношения и не понимает, что над ним совершают насилие;

- насильник запугивает ребенка;

- насильником является человек, которого ребенок любит и боится разрушения с ним отношений.

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Различают четыре основные формы насилия:

1. Физическое насилие;

2. Сексуальное насилие;

3. Психическое (эмоциональное) насилие;

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми:

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

- состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

- особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

- безразличное отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

- заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Профилактику можно разделить на несколько этапов.

1 этап: Диагностика.

1. На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.

К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).

2. Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.

3. Анализ взаимоотношений в классе. Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе не комфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.

2 этап: Коррекция.

1. Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.

2. Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.Посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации. Обучение родителей (обычно групповое), для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми.

3. Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением. Работа с программами по предотвращению сексуального насилия над детьми, которые обучают детей в следующих областях:

право собственности на свое тело;

разница между хорошими и плохими прикосновениями;

как распознавать угрожающие ситуации;

как сказать "нет";

как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

3 этап: Просвещение.

1. Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми. Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.

2. Сбор информации. Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.

3. Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении. Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:

Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?

Безопасно ли ребенку оставаться в семье?

4. Защита пострадавшего ребенка.

5. Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми. Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий.

6. Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.

Информация подготовлена с использованием материалов сайта:

https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2015/04/28/profilaktika-zhestokogo-obrashcheniya