Как рассказать ребёнку о цвете

01.03.2024

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, дождик проливной! Мы произносим слова, и сразу рисуем эти предметы в своём воображении: представляем их цвет, форму, ощущение. А как объяснить «особенному» ребёнку, что такое цвет?

Цвет является одним из неотъемлемых свойств окружающего мира, он не только служит стимулом к узнаванию изображённого предмета, но и несёт эмоциональную нагрузку.

Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребёнку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневного общения, озвучивайте для ребёнка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, едите, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребёнка различать цвета.

Для того чтобы у ребёнка появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребёнку поиграть в специальные «цветовые» игры.

Воздушные шары

Для этой игры понадобятся разноцветные шарики, разноцветные ниточки в соответствии с цветом шаров. Показываем детям шарики, называем, какого они цвета. Объясняем, что шарики очень лёгкие и могут улететь. Чтобы шарики не улетели, надо подобрать и привязать к шарикам ниточки соответствующего цвета.

Спрячь мышку

Для этой игры понадобятся разноцветные квадраты с белыми кругами посередине, в которых нарисованы мышки; разноцветные круги в соответствии с цветом домиков. Раскладываем на столе домики и круги тех же цветов. В норках прячутся мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – кругом такого же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку. Ребёнок подбирают дверцы по цвету домика.

Ходим по разноцветным следам

Для этой весёлой игры, которая помогает закрепить понимание направлений и названия цветов, понадобятся вырезанные “следы” разных цветов, или можно воспользоваться готовым набором. “Следы” раскладываем на ковровой дорожке и поворачиваем их в разном направлении. Затем просим ребёнка прыгать по следам, называя цвет и направление – влево, вправо, вперёд-назад.

Сортируем по цветам

Возьмите большой лист бумаги и нарисуйте на нём цветные круги. Затем приготовьте много пластилиновых шариков таких же оттенков. Попросите ребёнка наклеить пластилиновые шарики по цветным кругам – игру можно усложнить, если играть на время или использовать щипчики для захвата пластилиновых шариков.

Сажаем бабочку на цветочек

Вместе с ребёнком нарисуйте и вырежьте из бумаги или картона цветы и бабочек четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного. Бабочек можно украсить пайетками или узорами. Попросите ребёнка посадить каждую бабочку на цветок соответствующего цвета. А потом можно поиграть с малышом, давая ему разные задания: посади синюю бабочку на жёлтый цветок, а зелёную – на синий, красную – на зелёный, а жёлтую – на красный.

Делаем ёжика

Чтобы играть в эту игру, вам понадобятся разноцветные прищепки. Из картона вырезаем ёжиков четырёх цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого). Расскажите ребёнку историю: четыре рассеянных ёжика перепутали иголки – на каждом из них надеты прищепки разных цветов. Помоги ёжикам: прикрепи на зелёного ежа зелёные иголки, на синего – синие, и так далее. Если прищепок нет, можно слепить ёжиков из пластилина, а в качестве иголок использовать зубочистки, выкрашенные в нужные нам цвета.

Наполняем ведёрко цветом

Для игры понадобится ведёрко или корзинка не слишком маленького размера. Сначала спросите ребёнка, какой у него любимый цвет – с него и начнём игру! Например, начинаем с красного: собираем в корзинку все предметы красного цвета, которые находим вокруг. После того, как ведерко наполнилось, выкладываем красные предметы на пол и начинаем собирать предметы другого цвета – например, синего. После того, как все цвета собраны, можно посмотреть, какого цвета оказалось больше.

Строим башню из кубиков

Чтобы поиграть в эту игру, понадобятся разноцветные кубики. Взрослый берёт кубик, например, красного цвета, ставит его и говорит: “Я поставил красный кубик”. Ребёнок тоже берёт красный кубик и ставит его. Взрослый продолжает строить башню: “Я поставил оранжевый кубик” – и просит ребёнка повторить. Так выстраиваем башню из кубиков разных цветов. В процессе игры можно путать ребёнка, называя неправильный цвет: например, “Я поставил зелёный кубик” – про голубой. Ребёнку надо понять, что вы перепутали, и взять правильный кубик.

Играем с продуктами

Разложите перед ребёнком на столе разные овощи (помидор, огурец, баклажан), фрукты (апельсин, лимон, виноград) и другие продукты (например, синяя пачка с макаронами) разных цветов – нужно, чтобы присутствовало как можно больше цветов. Попросите ребёнка рассортировать продукты по цветам, а ещё так можно изучать оттенки.

Ходим по цветному орто-коврику

Ортопедические коврики с цветными модулями позволяют не только массировать ступни, но и изучать разную фактуру, цвета и выполнять развлекательные задания: попросите ребёнка покрутиться вокруг своей оси пять раз на поверхности “камешки”, затем прыгнуть на модуль “трава”, перешагнуть и потоптаться как косолапый медведь на модуле “шишки” и так далее. В помощь родителям – буклет с весёлыми стишками и заданиями, а детям особенно нравится собирать и разбирать коврик – например, раскладывая цвета радуги по порядку!

Ищем цвета на прогулке

Играть в эту игру можно на прогулке в парке или стоя в автомобильной пробке. Играющие по очереди дают друг другу задание – найти предмет какого-то цвета: найди что-то красное, найди что-то жёлтое и так далее. Такими находками могут быть зелёная трава, синее небо, красный светофор, жёлтые листья, фиолетовый плащ...

Сортируем цветные колечки

Предложите ребёнку сыграть в игру-сортировку и разложить шарики и колечки по чашечкам «своего» цвета. Затем установите на столе деревянные стержни и предложите ребёнку построить пирамидку, а потом надеть цветные шарики на верёвочку и сделать длинную гусеничку.

Настольные игры для изучения цветов

Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные игры. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелёк. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребёнку.

Развивающие мультфильмы

В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета.

Обучающие книги

Если ваш малыш любит слушать истории, рассматривать картинки – этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.

Чтобы ребёнок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите ребёнка, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

Начинать изучение цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребёнку. Нельзя указать чёткие возрастные границы, когда ребёнок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и всё развитие, индивидуален для каждого.

Семененя М.В., воспитатель дошкольного образования