Изучаем свое тело с помощью арт-терапевтических техник

Все мы – чьи-то любимые дети или заботливые родители… Мы переживаем за каждый самостоятельный шаг наших детей, их болезни воспринимаем как свои… Но некоторым родителям тяжелее понять своего ребенка, выяснить, что его беспокоит, что у него болит… «Особенные» дети не всегда могут это объяснить и показать на себе. Невозможность рассказать о своих проблемах имеет часто под собой не только физические, но и психологические, личностные причины. Это может быть боязнь или гиперчувствительность к каким-то раздражителям в силу особенностей ребенка (например, пушистые или мокрые предметы, громкие звуки, сильные прикосновения), или непереносимость, возникшая в результате бытовой травмы в обычной жизни маленького человечка. Встречаются случаи, когда дети особенно бояться каких-то предметов и не переносят, когда дотрагиваются до определенных частей их тела.

Чтобы ребенок мог вовремя донести до взрослого свою проблему необходимо научить его, хотя бы, на элементарном уровне умению показывать, где у него болит, где что-то не так. Помочь преодолеть боязнь или заполнить пробелы в знаниях о схеме своего собственного тела помогут простые арт-терапевтические упражнения. В психологии их используют, если хотят помочь снять психическое напряжение или провести диагностику личностных особенностей. Нам же, они помогут сформировать положительный опыт у «особых» детей в самопознании своего физического тела и точно представлять, как называются части тела, где они расположены.

Итак, знакомимся с пальчиковыми красками… Используя их, мы нарисуем оранжевые точки на лице, а ставя их – назовем его части. «Эта веснушка появилась на щечке, эта – на носике». А если вся ваша дружная семья превратится в «божьих коровок» и будет кружиться по комнате! Как весело поставить себе и другим точечки на щечки и нарисовать на лбу усики.

На прозрачной ламинированной бумаге с помощью смываемых фломастеров или цветной гуаши мы можем создавать портреты близких нам людей. Для этого ламинированный лист необходимо держать перед лицом «модели», а ребенок в это время будет обводить его части лица (губы, нос, брови и т. д.). Рисуя портрет, можно не только называть, но и дополнительно задавать вопросы о форме, цвете, размерах частей лица.

Проводя линии различной конфигурации (волнистые, зигзагообразные, пунктирные и т.д.), мы формируем представления о протяженности частей тела («Давай нарисуем полоски, как у тигра, от запястья до локтя»). Также можно обвести на листе бумаги кисть руки, стопу или обрисовать на обоях целый силуэт ребенка. Затем раскрасить его отдельные части разноцветной гуашью и назвать их.

Часто детей привлекает красивый маникюр, и они хотят быть «взрослыми». Рисуя разноцветный маникюр или колечки на пальчиках, мы знакомим их с понятием «ногти», закрепляем названия пальцев руки. Какие замечательные часики или браслетики появятся на запястьях у всей семьи после игры «Наши покупки в магазине…».

«Картинки на теле», так называют ребята детские переводные картинки-татушки, а они помогут взрослым расширить представления о своем теле. Наклеивая, яркую картинку, мы вспоминаем названия частей тела.

Тестопластика или лепка из разных пластичных материалов (соленое тесто, пластилин, тесто для лепки фабричного производства) станет незаменимым помощником при открытии своего игрушечного маникюрного салона. Делая оттиск стопы или ладони на соленом тесте, ребенок вместе с родителями станет археологом или сыщиком.

Наблюдая, в солнечную погоду, на прогулке за тенью каких-либо предметов не забудем и про себя. Простые движения головы в стороны, прыжки, поднимание левой или правой рук вверх – помогут понять детям, что их тело двигается в пространстве и узнать двигательные возможности отдельных частей тела. Играть с тенью можно и дома: в тёмной комнате с помощью настольной лампы или карманного фонаря, организуйте «Театр теней». Попросите «актеров» показать Зайчика, приложив ладони вертикально возле висков (головы). Ярко засветит солнышко, когда дети сложат ладошки над головой и пошевелят пальчиками. Большой интерес вызывают игры «Зеркало» или «Пересмешник»: играя в паре, ребята просят друг друга, показать определенные части тела или выполнить движения.

«Фотоколлаж» – ещё одно необычное занятие, которое придется по душе всем. Разрезав, знакомую семейную, фотографию ребенка на несколько частей можно сформировать представление о силуэте человека. Вырезав в портрете формата А-3 овал лица – вспомним о границах лица, как части тела.

Однако при работе с различными изобразительными материалами необходимо точно знать, что у ребенка нет аллергии на них, соблюдать меры предосторожности.

Все выше перечисленное относится к разным видам арт-терапевтических упражнений и поможет «особенному» ребенку лучше узнать себя, чувствовать себя увереннее в быту, а любящим его родителям организовать полезный семейный досуг.

Давыдчик Н.В., учитель