Использование специально подобранных адаптированных упражнений для формирования положительного настроя в процессе проведения занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Одним из требований к занятию с точки зрения здоровьесбережения является создание положительного настроя у учащихся на занятие. Заряд положительных эмоций, полученный учащимися и самим учителем, определяет позитивное воздействие на настроение и успех детей. Поэтому каждое занятие я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого использую стихотворные строки, например:
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Способы проведения начала занятия:
- Активизация внимания учащихся с ТМН происходит благодаря следующим приемам:
* Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые).
Например:
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем...
(Можно учителю самому прочесть эти строки с выражением, а можно подключить детей, дав им возможность отгадать важные для урока слова).
* Настрой на совместную работу благодаря фразам – наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам.
* Театральное начало (использование игровой ситуации) с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь воспитателя класса либо наиболее сильного ученика класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
* Музыкальное сопровождение.
* Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.
- Психологические минутки:
Например, необычное приветствие “Здравствуйте!”
- Поэтические минутки. Учитель читает стихотворение с выражением, необходимыми эмоциями и по теме занятия – успех в создании положительного настроя гарантирован.
- Случай из жизни. Зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это положительно влияет – вызывает большой интерес к учителю и повышению концентрации внимания, а также доверительного настроя между учителем и учениками.
- Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.
Методов для создания положительного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно их видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха.
Материал для создания положительного настроя на занятие.
Приём: применение стихов-настроев:
- Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
- Солнце спит, небо спит
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послала
В небе синем потянулось,
Детям нашим улыбнулось.
- Мы с вами снова вместе!
Я рада – рады вы.
Приветствуем друг друга
Улыбкой дружной мы.
- Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Трудовое обучение сейчас!
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минутки не теряйте!
- Что б здоровым быть сполна
Физкультура нам нужна
Для начала по порядку
Утром делаем зарядку.
- Мы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Слушаем …(внимательно)
Работаем …(старательно).
- Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
- - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
- На уроке я сижу –
Руку тихо поднимаю,
Не шумлю и не кричу,
Если спросят, отвечаю.
- Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок.
- – Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
- Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
- Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
- Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
- Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать? (Да.)
- Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
В путешествие пойдем.
В Страну знаний попадем.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
- - Ноги на месте? – На месте.
- Руки на месте? – На месте.
- Спинка прямая? – Прямая.
- Локти у края? – У края.
Учитель Сморгонского ЦКРОиР И.Н.Ромаш