Упражнения и игры, направленные на поддержание комфортного эмоционального самочувствия на занятиях с учащимися с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии

Тема комфортного эмоционального самочувствия не теряет своей актуальности в настоящее время. Забота о сохранении и укреплении эмоционального благополучия участников образовательного процесса значительно повышает его эффективность и качество. В ходе изучения литературных источников выяснилось, что чаще всего используется понятие «эмоциональное благополучие», которое более широкое и рекомендуется Всемирной организацией здравоохранения при определении термина «здоровье». Эмоционально благополучный человек – это жизнерадостный, познающий себя и окружающий мир человек, в арсенале которого есть и интеллект, и интуиция, и чувства.

Вопрос комфортного эмоционального благополучия будет рассматриваться нами в рамках образовательного процесса, т.е. на учебных и коррекционных занятиях.

Важным аспектом в образовательном процессе с детьми с тяжелыми, множественными  нарушениями (далее - ТМН) выступают игры и упражнения, направленные на поддержание комфортного эмоционального самочувствия. В учебных программах для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации эти виды упражнений и игр являются обязательным элементом занятий («Социальная адаптация»).

Каждый педагог в своей работе уделяет большое внимание поддержанию положительного эмоционального настроя, развитию эмпатии, эмоциональной отзывчивости, позитивного самовосприятия, чувства безопасности и доверия к окружающему миру, формированию детского коллектива у учащихся на занятиях. Выбор упражнений несколько ограничен, что объясняется возможностями самих детей и их индивидуальными особенностями (интеллектуальными, психологическими, сенсорными – боязнь чего-либо или гиперчувствительность к каким-то раздражителям, проявление раздражительности, агрессии, двигательной расторможенности и т.д.).

Использование упражнений, направленных на формирование и поддержание комфортного эмоционального самочувствия возможно на каждом этапе занятия.

Средствами создания эмоционального комфорта и привлечения внимания детей в начале занятия на организационном этапе могут выступать:

- эмоциональное, выразительное звучание голоса взрослого;

- использование звучащих предметов (колокольчика), игрушек и детских музыкальных инструментов;

- позитивное индивидуальное приветствие каждого ребенка (обращение по имени активизирует внимание и способствует развитию умения реагировать на обращенную речь, умению давать ответную реакцию).

Игры и упражнения, используемые на организационном этапе:

«Приветствие с колокольчиком»

Учащийся берет колокольчик. «Олег, возьми колокольчик». Олег держит колокольчики и звенит им. «Колокольчик звенит. Динь-динь.  Динь-динь-день, добрый день. Колокольчик говорит тебе».

«Подари улыбку»

Педагог предлагает поприветствовать своего соседа по парте словом «Привет», которое будет сопровождаться улыбкой.

«Добрый мяч»

Педагог предлагает детям передавать мяч друг другу, прокатывая (поглаживая) его по ладоням друга.

Игры и упражнения, направленные на формирование детского коллектива (отношения «одноклассник-одноклассник»).

«Клубочек»

Дети садятся в круг. Ведущий держит в руках клубочек и обматывает нитку вокруг запястья. Затем задает вопросы: «Как тебя зовут? Будешь со мной дружить? и т.д.». Клубочек передается по кругу, каждый отвечает на вопросы и обматывает руку ниткой. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, которые связывают участников и сплачивают их.

«Ветер дует на …»

Ведущий со словами: «Ветер дует на того, кого зовут Маша», – начитает игру. Он дует на ребенка с таким именем. Вопросы ведущего могут варьироваться: семья, любимые игрушки, описание внешности и т.д. Если формирование воздушной струи вызывает затруднения у детей, то можно предложить вариант с объятиями.

«Дотронься до…» (вариант игры «Ветер дует на…»)

«Дружба начинается с улыбки»

Стоящие в круге, дети берутся за руки и по очереди дарят друг другу улыбку. Участники могут называть свои имена.

«Встанет в круг тот, чье имя …»

Дети сидят за партами. Педагог называет имя учащихся класса и просит стать в круг. Например: «Кого зовут «Миша» – встаньте в круг». Ведущий просит поздороваться за руку или помахать кистью руки в зависимости от имени.

На основном этапе занятия эффективным способом при выстраивании позитивного взаимодействия «одноклассник-педагог», «одноклассник-одноклассник» будет использование любимых игрушек и игр, которые значительно снизят тревожность и страхи детей, игры с тестом, песком, различными сыпучими материалами, тактильными мячиками. Все эти виды работ должны соответствовать теме и решать задачи конкретного занятия. Работая с детьми с особенностями, педагог может в любой момент занятия, опираясь на свои наблюдения, использовать упражнения на поддержание эмоционального самочувствия индивидуально (персонально), если учащийся испытывает психо-эмоциональное напряжение.

Игры и упражнения на снятие эмоционального, двигательного напряжения на основном этапе:

«Возьми себя в руки»

Учащемуся говорят: «Как ты забеспокоился, хочется крикнуть, но есть простой способ себя успокоить. Надо сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного, хорошего человека». Обязателен показ.

«Походка и настроение»

Ведущий показывает движения «веселого», «грустного», «заболевшего» человека при ходьбе. Дети показывают ту походку, которая отражает их настроение. В качестве подсказки можно приводить «житейские» примеры: встреча с мамой, поход к доктору и т.д.

«Стойкий солдатик»

Ребенку говорят, что можно себя успокоить, если представить себя стойким солдатиком. Надо стоять ровно, руки опустить по швам и смотреть, что вокруг делают дети.

«Гора с плеч»

Учащемуся говорят, когда ты устал или тебе тяжело, надо сбросить тяжесть с плеч. Надо встать, поднять плечи и отвести их назад. Затем опустить плечи. Сделать это упражнение несколько раз.

Физкультминутки являются классическим примером работы направленной на активизацию внимания, поддержание положительного эмоционального настроения. Они характеризуются разнообразием и широко представлены в литературных источниках. Педагоги, как правило, не испытывают затруднения при их использовании.

В заключительной части традиционно используются два вида упражнений:

- релаксационные упражнения;

- рефлексия (в работе с детьми с ТМН используем невербальную рефлексию, т.к. учащиеся не всегда могут выразить словами то, что они чувствуют).

Релаксационные упражнения снимают психическое напряжение. Самым простым является обучение умению закрывать и открывать глаза по сигналу педагога или расслаблять мышцы в положении лежа или сидя на ковре. Чаще релаксационные упражнения выполняются под приятную музыку с проговариванием позитивных слов. Релаксационные упражнения можно выполнять и в процессе занятий в случае, когда надо снять излишнее эмоциональное напряжение, дать небольшой отдых после активности, сделать перерыв между этапами занятия.

В ходе рефлексии совместно с педагогом учащиеся проговаривают свое состояние или настроение, которое переживают в ходе или после занятия. Передать свое состояние дети могут с помощью вербальных и невербальных средств общения (похлопать в ладоши, погладить себя по голове, совместное обнимание и т.д.), с помощью цветных жетонов, красок, смайликов и т.д.

Использование упражнений и игр, направленных на поддержание комфортного эмоционального самочувствия на занятиях с учащимися с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии поможет каждому педагогу улучшить качество своей работы и поддержать «эмоциональное благополучие» своих учеников.

Учитель     Н.В.Давыдчик