Метод Марте Мео поможет педагогу и ребёнку

01.03.2023

Автором метода Марте Мео является голландка Мария Аартс, прошедшая профессиональный путь от воспитателя детского дома до руководителя собственной организации «Марте Мео», реализующей программы Марте Мео в более чем 20 странах мира.

В 70-х годах она работала в центре помощи детям с особенностями в развитии, где и возникла идея снять на видео общение взрослых с детьми.

Благодаря видеотехнике можно записи смотреть часами, прокручивать обратно, чтобы покадрово просмотреть самые интересные места, менее интересные пропустить; так наблюдать за людьми в повседневной жизни невозможно, тем более делать это покадрово.

Работая в качестве консультанта и всесторонне анализируя взаимодействие родителей с детьми, Мария Аартс пришла к выводу, что психическое, речевое и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от того, насколько правильно взрослые организуют свое общение с малышом, выражают свои эмоции и понимают эмоции ребенка. Она убеждена, что любой родитель имеет значительный позитивный потенциал для воспитания ребенка, однако не каждый может проанализировать свое взаимодействие с ребенком и выявить положительные и отрицательные аспекты самостоятельно, находясь внутри ситуации. В этом может помочь взгляд на себя, на свое общение с ребенком со стороны, извне, например, при просмотре видеофильма, снятого другим человеком. Видеозапись позволяет проанализировать взаимодействие взрослого с ребенком, выявить положительные моменты и усовершенствовать их. Марте Мео в переводе с голландского означает «собственными силами».

Этот метод является разновидностью видеотерапии. Он способствует формированию привязанностей и развитию родительских навыков, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка и является практико-ориентированной рабочей моделью развития новых навыков в воспитании детей, используемой в повседневном взаимодействии.

Основополагающая цель метода Марте Мео – вдохновить человека, с опорой на его собственные силы запустить процесс развития и при этом учиться использовать имеющиеся способности. Метод предназначен для всех, кому эти навыки необходимы: родителям, воспитателям, работникам учреждений образования и здравоохранения, психологам, социальным педагогам, семейным консультантам и другим специалистам. Рекомендуется применять этот метод в работе с семьей по оптимизации коммуникации с ребенком в следующих случаях: нарушение отношений, нарушение контакта, имеющиеся у ребенка нарушения аутистического спектра, поведенческие проблемы, задержки в развитии речи, интеллекта.

Основное внимание уделяется отношениям, которые демонстрируют «взаимодополняемость». Это в основном дается в диадных отношениях, где один человек несет ответственность, поддерживает, заботится, обучает (например, родители, воспитатели, учителя, опекуны), а другой человек нуждается в этой поддержке (например, младенец, ребенок, подросток, больной, человек с инвалидностью). Особое внимание стоит обратить на эффективность его использования в работе с семьями, воспитывающими детей с особенностями в развитии.

Как правило, именно в этих семьях родители нуждаются в развитии навыков взаимодействия, необходимых для формирования у детей адекватной привязанности. Использование в работе с семьей метода Марте Мео позволяет родителям полнее проявить любовь и заботу о своем ребенке, сформировать более близкие и теплые отношения с ним. Для работы по данному методу необходимо определенное оборудование: цифровая видеокамера и ноутбук.

Главное условие для обеспечения эффективности работы – возможность покадрово анализировать видеофильм.

Основные принципы метода Марте Мео:

  1. Взрослый замечает инициативу ребенка.
  2. Взрослый следует инициативе ребенка.
  3. Взрослый называет инициативу, действия, чувства ребенка.
  4. Взрослый ожидает ответ/реакцию ребенка на собственные действия.
  5. Взрослый берет на себя ответственность за контакт/общение.
  6. Взрослый дает подтверждение, когда ребенок показывает желаемое поведение.
  7. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир и знакомит его с ним при помощи называния людей, объектов и явлений.
  8. Взрослый отмечает начало и конец общения.
  9. Взрослый замечает инициативу ребенка. Взрослый познает ребенка, следит за тем, куда направлен фокус внимания малыша; следит за его инициативой.

Преобладающие вопросы для взрослого: «Кто этот маленький человечек и какие сигналы я могу увидеть, чтобы понять, кто он/она и что ему/ей нужно?» В повседневном общении с ребенком родители часто садятся таким образом, чтобы иметь возможность наблюдать за ним, видеть его лицо, мимику, движения; что в свою очередь создает возможность и для ребенка видеть лицо родителя. Реакция взрослого, его мимика позволяет ребенку познать самого себя. Ребенок получает поддержку, когда чувствует заинтересованность другого человека.

  1. Взрослый следует инициативе ребенка. Когда ребенок получает подтверждение своей инициативы, у него создаётся впечатление, что он является значимым как для себя самого, так и для взрослого. Это впечатление дает ему большую уверенность в дальнейшем, когда он будет снова искать поддержку со стороны родителей. Успех ребенка в поиске контакта тесно связан с его самовосприятием и самоощущением. Поэтому важно дать положительное подтверждение инициативе ребенка. Если ребенок не получает подтверждение своей инициативы, он теряет возможность найти начальный пункт диалога, поскольку он не получает ответа или реакции от взрослого. Но если ребенок получает подтверждение, он получает сигнал «Меня видят и видят то, что я делаю; то, что я воспринимаю и познаю, важно для других».
  2. Взрослый называет инициативу, действия, чувства ребенка. Маленький ребенок не может называть свои ощущения и чувства. Поэтому в общении с ним взрослый должен называть чувства, действия малыша, а также проговаривать свои чувства, например, «Мне нравится с тобой играть». Для детей важна интонация, посредством которой мы передаем им свои чувства. Когда родители называют предметы или действия ребенка, они таким образом говорят ребенку: «Я здесь, я тебя вижу и слышу, я тебя понимаю». Ребенок чувствует: «я важен», что является глубоко подтверждающим и поддерживающим развивающим стимулом. Важно, когда родители называют ребенка по имени, это дает возможность малышу ощутить себя личностью. Произнося имя ребенка, родители дают поддержку ему в социальном развитии, в дальнейшем ему будет легче в общении с окружающими людьми.
  3. Взрослый ожидает ответ/ реакцию ребенка на собственные действия.

Если взрослый в общении делает паузу, дает ребенку то время, которое ему нужно, чтобы ответить, это не означает пассивное ожидание. Напротив, родители показывают заинтересованность в ответе ребенка и подают ободряющие сигналы. Невербальное сообщение для ребенка будет таким: «Мне интересен твой ответ, твои ощущения, потому что ты важен для меня». То, что ребенок ощущает заинтересованность родителя, влияет на его самовосприятие по отношению к другим. Ребенок имеет свой собственный ответ.

  1. Взрослый берет на себя ответственность за контакт/общение. Взрослый следит, чтобы общение проходило поэтапно. Важна очередность в обмене реакций между ребенком и взрослым. Ребенок должен активно участвовать в общении, что позволит ему научиться вести диалог, слушать других людей и высказывать свои чувства и мысли. Важно, чтобы мама и ребенок встречались чаще глазами. Лицо мамы для ребенка является зеркалом, и когда ребенок смотрит в глаза матери и получает в ответ подтверждающую реакцию, у него развивается уверенность в себе. В Марте Мео главной областью работы являются чувства. Работа с данной методикой помогает семье приобрести положительные чувства, т. к. положительный и теплый эмоциональный климат в семье необходим для эмоционального развития ребенка.
  2. Взрослый дает подтверждение, когда ребенок показывает желаемое поведение. Если взрослый поддерживает или подтверждает определенные инициативы и действия ребенка, то у него (ребенка) появляется желание для осуществления этой успешной, с точки зрения взрослого, деятельности. Это ощущение необходимо поддерживать в процессе каждодневного общения при помощи вербальных и невербальных положительных подтверждений, т.е. мы подтверждаем то, что мы хотим, чтобы ребенок делал. Этот процесс в Марте Мео называется положительным лидерством и означает способность родителей следовать за ребенком при помощи положительного подтверждения собственных сил ребенка, его инициативы или реакции. После этого ребенку ясно сообщается о следующем шаге или о том, что хочет взрослый, чтобы ребенок сделал. Можно подтвердить желание, жалобу или другие чувства ребенка без того, чтобы ребенок обязательно получил то, что он желает. Отрицание чувств или выражений ребенка чаще всего приводит к тому, что он настаивает на своем мнении с большей силой или чувствует себя оскорбленным или непонятым. Способность родителей давать ребенку подтверждение и в то же время вести его в более желаемом направлении – это важная часть родительских умений.
  3. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир и знакомит его с ним при помощи называния людей, объектов и явлений (триангуляция).

При помощи называния взрослым предметов, явлений, людей ребенок знакомится с окружающим миром. Это можно понимать как способ использования безопасного отношения «я – ты» как основы, которая дает возможность знакомиться с окружающим миром и расширять свои представления о нем. Например, когда ребенок смотрит на лампу и поворачивается к родителю, взрослый говорит: «Да, смотри, лампа», ребенок получает название того, что он увидел. При назывании предмета или лица надо использовать правильную эмоционально окрашенную и подбадривающую интонацию. Мама говорит с радостью в голосе «вот идет папа» и ребенок общается с ним, закрепляя положительную эмоциональную реакцию на папу. В такие моменты, повторяющиеся тысячи раз в совместном быту, развивается способность ребенка к социальному общению.

  1. Взрослый отмечает начало и конец общения. В общении с маленькими детьми повторение сигналов начала и конца общения происходит очень часто. Например, когда мама усаживает ребенка за стол со словами «Сейчас мы будем кушать» (начало) или поменяла подгузники и говорит: «Ну вот, мы и готовы» (конец). При помощи этого повторения у ребенка постепенно развиваются собственные сигналы начала и конца действий и способность посылать похожие сигналы другим. При окончании общения замедляется темп речи, а голос становится тише. Способности воспринимать и ориентироваться во внешних сигналах, и подавать сигналы начала и конца общения, необходимы для ведения диалога. Специалист обязательно составляет рекомендации и одно домашнее задание для родителей по итогам просмотра фильма.

Основные этапы работы

На первом этапе специалист знакомит родителей (маму или отца) с методом Марте Мео, заключает договор, в котором указывается, что после завершения работы фильм не будет использован нигде, и что он может быть уничтожен или отдан родителю.

На втором этапе необходимо договориться о том, какой фильм будет сниматься. Родителю рекомендуется выбирать для съемки фильма повседневные ситуации, т.е. то, что он (она) и ребенок делают каждый день. Для съемки первого фильма желательно рекомендовать структурированные ситуации, где роли взрослого и ребенка четко распределены, при этом у мамы есть выбор, предложить для съемки ту ситуацию, в которой она считает себя наиболее успешной. Например, кормление ребенка, но только в том случае, если нет проблем с «едой», и он хорошо кушает; одевание ребенка; с детьми школьного возраста – совместная игра, приготовление еды и др. Для родителей, не влияющих на своих детей, не надо предлагать для съемки фильма неструктурированные ситуации, например, свободную игру, поскольку она сложнее для последующего анализа ситуации, потому что в неструктурированной ситуации нет правил. Например, свободная игра: в ней нет правил, и маме трудно будет управлять игрой и трудно будет увидеть свои успехи в общении с ребенком в процессе игры. И, наоборот, например, в ситуации переодевания ребенка маме ничего придумывать не надо. Это последовательный процесс: маме легче быть в этой ситуации успешной, а специалистам проще проанализировать моменты общения мамы с ребенком, а затем, и всю ситуацию вместе с мамой.

На третьем этапе снимается фильм на дому. Важно дать возможность ребенку освоиться перед видеокамерой: маленькому ребенку можно предложить посмотреть в камеру, как в «бинокль»; сказать ему, что будем снимать фильм о нем и о маме. Старшему ребенку можно предложить что-нибудь снять самому. Перед съемкой фильма необходимо предупредить родителя, о том, что ему и ребенку нельзя разговаривать со специалистом во время съемки. Затем снимается видеофильм продолжительностью от 5 до 8 минут. После съемки необходимо согласовать дату, время и место, где будет проходить консультация по фильму. Совместный просмотр фильма с родителями возможен как в учреждении, так и на дому. При выборе места необходимо учитывать условия просмотра: есть ли видеотехника в семье, можно ли занять ребенка какой-либо игровой деятельностью, т.к. он может отвлекать родителя во время просмотра фильма.

На четвертом этапе ведется работа по фильму.

Анализ фильма специалистом. Специалист разбивает снятый фильм на фрагменты, неоднократно просматривается и анализируется покадрово в двух направлениях: что получается, а что еще можно развить, учитывая при этом принципы Марте Мео; все это фиксируется в рабочем списке на основе «профессионального диагноза».

Совместный просмотр фильма с родителем. Первый раз фильм просматривается целиком, без комментариев. После чего следует спросить мнение родителя об этом фильме. При втором просмотре проводится анализ фильма. Во время просмотра специалисту необходимо обращать внимание на то, что у родителя получается хорошо, обсуждать отрывки только с позитивными моментами. Нельзя одновременно смотреть фильм и комментировать, необходимо делать паузы.

Обсуждая фильм, специалист должен вести себя с родителями в соответствии с принципами Марте Мео: ждать его ответа, поддерживать его инициативу и хвалить: например, «Вы делаете то, что нужно для сына, чтобы он развивал свои качества», «Вы хорошая мама, и было бы здорово, если бы все мамы действовали так, как Вы, следовали инициативе ребенка...». Нельзя комментировать в стиле: «Лучше сделать так, как я говорю, а не так, как сделали Вы». После анализа фильма родителю дается домашнее задание. Например: «В этом моменте Вы похвалили сына, это очень хорошо и важно для его развития. Дети, которых хвалят, имеют больше оснований для хорошего поведения, после похвалы у ребенка появляется желание сделать это еще лучше. К следующему фильму постарайтесь делать так и дальше, чаще хвалите и поддерживайте малыша».

Если родитель не находит слов и не может решить, как ему похвалить ребенка, можно просмотреть еще раз фильм вместе с ним, останавливаясь на тех местах, где можно ребенка похвалить и спросить у родителя: «Как бы Вы могли в этом случае похвалить сына?» Можно предлагать свои варианты похвалы и поддержки. После консультации необходимо договориться о съемке нового фильма (например, через неделю).

Над всеми остальными фильмами работа ведется по такому же алгоритму. Когда запрос родителей выполнен, проблема исчерпана, работу над видеосъемкой можно завершить.

Курс работы по методу Марте Мео может быть более или менее длительным в зависимости от первоначального уровня развития навыков взаимодействия родителей с детьми, а также от периодичности консультаций (обычно 1 раз в неделю).

Воспитатель С.Ч.Рожанская