Откроем тайны природы «особенному» ребёнку

Сколько неизведанного и загадочного существует на свете! Мир, окружающий «особенного» ребёнка, необычен, загадочен, удивителен, где лучик солнца, снежинка, травинка, птичка – чудо. Ребёнок добрыми глазами смотрит на мир, учится удивляться ему. Открывая удивительное вокруг себя, у малыша меняется и отношение к окружающей природе. Кажется, она сама только и ждёт момента, чтобы раскрыть свои тайны.

Любой ребёнок, в том числе и «особенный» – это самый любознательный человечек на свете. На протяжении всей жизни мы активно познаём окружающий мир, раскрываем его секреты. И, если обычный малыш что-то может понять сам, то его «особенный» сверстник нуждается в постоянной помощи взрослого. С чего же начать знакомство с тайнами природы? Можно начать с простейших опытов, которые не оставят ребёнка равнодушным. Самые простые опыты помогут на элементарном уровне понять свойства веществ. Вода (снег, лёд), воздух, песок, глина – доступны любому родителю и педагогу.

Занятие станет значительно интереснее, если «помогать» ребёнку будет любимая игрушка или сказочный герой.

Как и всякая практическая деятельность, опыты нуждаются в тщательной подготовке. Одним из главных условий проведения опытов является безопасность. Конечно же опыты проводятся только совместно со взрослым или в его присутствии. Сначала взрослый сопряжённо действует с ребёнком, а потом постепенно «отпускает» его. Пусть разольётся вода, рассыплется песок, лопнет воздушный шарик. Всё можно исправить, а ребёнок получит ценнейший практический опыт: он узнает, что вода жидкая, что лёд может растаять и оставить лужицу, что, если в шарике очень много воздуха – он лопнет. Поэтому, во избежание проблем, можно использовать скатерть, клеёнку, фартук, а при необходимости и защитные приспособления (очки, перчатки, маски). Конечно, взрослый учитывает особенности детей и использует в опытах только безопасные материалы.

Самое простое и доступное вещество, с которым можно проводить опыты – это вода. Вода сама по себе очень нравится детям. Что может быть приятнее, чем поплескаться в тёплой водичке. Она имеет много разных интересных свойств: может замерзать и испаряться, заполнять собой все пустующие пространства, а также принимать форму любого сосуда, в который она попадает.

Вместе с детьми можно провести следующие опыты:

Опыт «Она была и нет её!»

Материалы: две миски, губка.

Описание опыта: перед ребятами на стол ставятся две миски, одна из них с водой, и губка. Ребята опускают губку в воду и наблюдает, как она наполняется водой, становится при этом тяжелее. Дети переносят губку в пустую миску и отжимают.

Вывод: вода может впитываться и просачиваться.

Опыт «Тонет – не тонет».

Материалы: миска с водой, разнообразные мелкие предметы.

Описание опыта: в миску с водой ребята помещают предметы различной величины и из разных материалов (дерево, пластик, пластилин, резина, бумага).

Вывод: в ходе опыта ребята видят, что лёгкие предметы вода выталкивает, а тяжёлые в ней тонут.

Опыт «Фонтаны».

Материалы: пластмассовые бутылочки разной формы с проделанными в ней дырочками на разной высоте, разного диаметра и в разном количестве.

Описание опыта: в бутылках из-под сока, йогурта, минеральной воды делаются различные дырочки (на разной высоте, разное количество, разного размера). Дети набирают в бутылочки воду и любуются разными фонтанами.

Вывод: вода течёт через любые отверстия и в разных направлениях.

Опытов с водой огромное количество, можно исследовать воду на газообразное состояние, проводить опыты на испарение воды, на взаимодействие с воздухом и многое другое.

 

Не менее увлекательные и захватывающие опыты и с воздухом. Воздух есть вокруг нас и внутри, он не имеет вкуса и цвета, его невозможно увидеть и потрогать.

С ребятами можно провести следующие опыты:

Опыт «Почувствуй воздух».

Материалы: бумажные веера.

Описание опыта: вместе с ребятами сделать бумажные веера. Помахать веером возле своего лица.

Вывод: воздух не виден, но ощутим.

Опыт «Я тебя поймаю».

Материалы: целлофановый пакет.

Описание опыта: открыть прозрачный целлофановый пакет и, как бы, зачерпнуть в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нём воздух.

Вывод: воздух прозрачный, легкий, невидимый, но наполняет пакет.

Опыт «Лодочка плыви».

Материалы: таз с водой, лодочка.

Описание опыта: опустить лодочку на воду и подуть на неё, а затем ответить на вопросы «Почему она плывёт?», «Что её толкает?», «Откуда взялся ветерок?».

Вывод: человек выдувает воздух, который и толкает лодочку. Чем сильнее дуть, тем быстрее будет двигаться лодочка.

Опыт «Волшебные пузыри».

Материалы: соломинки, крестообразно расщеплённые на конце, мыльный раствор.

Описание опыта: дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и выдувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопает мыльный пузырь.

Вывод: чем больше воздуха попадает в каплю мыльной воды, тем больше получается пузырь. Лопается пузырь тогда, когда воздуха в нём становиться много и он не может помещаться в капле.

Ещё одним доступным материалом для проведения опытов является песок. В результате проведения опытов «Откуда ты взялся?», «Тепло-холодно», «Ветер дует на песок», «Песчаный конус», «Мокрый песок» и др. ребята знакомятся с его составом, получают представления о его свойствах.

Опыт «Откуда ты взялся?».

Материалы: камни, листы белой бумаги

Описание опыта: ребята берут два камня и трут их друг о друга над листом белой бумаги и смотрят, что получается.

Вывод: при трении камней друг о друга появляется песок.

Опыт «Тепло-холодно».

Материалы: пакеты с холодным и тёплым песком.

Описание опыта: дать ребятам тёплый и холодный песок, уточнить, где какой находиться. Пускай они с ним поиграют. С каким приятнее играть?

Вывод: песок может нагреваться. Когда тепло приятнее играть с холодным песком, а когда холодно – с тёплым.

Опыт «Ветер дует на песок».

Материалы: поднос с песком, соломинки.

Описание опыта: ребятам предлагается побыть ветром в песчаной пустыне. С помощью соломинок они выдувают углубления, ямки и всевозможные рисунки на песке.

Вывод: сухой песок легко переносится ветром.

Опыт «Сыплется – не сыплется».

Материалы: подносы с песком (1 – с сухим, 1 – с влажным), мерные ложечки, ситечко, формочки.

Описание опыта: детям предлагается держать ситечко над подносом. Мерной ложкой посыпать песок на ситечко. Песок сыплется. Затем мерной ложкой взять влажный песок и уронить его на ситечко. Песок не сыплется. Затем разрешается поиграть с песком и формочками.

Вывод: сухой песок легко сыплется, а влажный нет.

Восторг и море положительных эмоций у детей – вот что даёт проведение опытов.

Шаёвко Н.А., воспитатель