Использование изготовленных с участием детей пособий в коррекционно-образовательном процессе

Играть с ребёнком надо с первых дней появления его в ЦКРОиР. Игра – это самый эффективный метод в педагогике, особенно в работе с детьми с тяжёлыми, множественными нарушениями. Стандартные игры и пособия очень хороши. Однако, пособия и игры, изготовленные самими детьми, гораздо эффективнее.

Работая в Сморгонском ЦКРОиР, я стараюсь максимально разнообразить развивающую среду пособиями и дидактическими играми, сделанными своими руками. Всё, что изготовлено педагогом в процессе подготовки к занятиям, ориентировано на конкретных учащихся, то есть с учётом их возможностей и особенностей. При изготовлении пособий, особенно совместно с детьми, учитываю их сенсорные предпочтения: кто-то любит работать с клеем и бумагой, кому-то нравится лепить из пластилина, а кто-то не переносит липкие материалы и т.д. При этом уделяю большое внимание цветовой гамме. Изготавливая дидактические пособия, чаще беру за основу природные цвета, те цвета, которые соответствуют животным и птицам, цветам и насекомым. Стараюсь соблюдать одинаковую насыщенность цвета. Если красный цвет яркий, то соответственно ярким должен быть и оранжевый, и жёлтый, и синий, и другие. Правильно подобранные по цвету, форме, величине пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Даже детям с тяжёлыми, множественными нарушениями очень нравиться творить, изготавливать своими руками, конечно, с помощью взрослого, пособия. А результат учащиеся видят на занятиях: они узнают свои работы, с интересом и радостью используют их. Пособия многофункциональны. Их можно использовать не только на занятии, к которому изготавливали. Например, изготовленные на занятии по предмету «Предметно-практическая деятельность» «Солнышко и облака» можно использовать на этапе развития речевого дыхания на занятиях «Ознакомление с окружающим» по теме «погода» и т.д.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче, прочнее и быстрее.

Правила использования пособий и наглядности, сделанных совместно с детьми:

применяемая наглядность должна соответствовать особенностям и возможностям учащихся;

рассматривание должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть пособие;

при использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т.к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено;

демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала;

и очень важно напомнить, кто сделал пособие, а после занятия дать возможность поиграть с ним.

Учитель Ромаш И.Н.