Сохранение и укрепление здоровья детей с тяжёлыми, множественными нарушениями в образовательном процессе

30.03.2023

Одним из основных направлений здоровьесберегающей концепции является организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты. Это ключевые моменты современного педагогического мышления, в центре которого находится здоровье ребенка и качество его жизни.

Одним из целевых ориентиров реализации образовательных программ является создание здоровьесберегающей комфортной среды, направленной на развитие ребёнка в специфических для него видах деятельности. Особенно важно применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями (далее – ТМН).

Дети с ТМН – это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты обучения очень отсрочены по времени, важно увидеть каждый маленький шаг в динамике развития ребенка.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые и множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у детей в процессе воспитания и обучения.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в работе с детьми с ТМН следует отнести:

организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

организацию питания;

обеспечение психологической безопасности детей;

организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

физическое воспитание детей.

Система общеоздоровительных мероприятий в свете здоровьесбережения должна включать:

обучение детей уходу за своим телом,

закаливание,

витаминизацию блюд,

оптимизацию двигательной деятельности детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне психофизического развития каждого ребенка.

Учитывая специфику и особенности развития детей данной категории, воспитатель в своей работе должен стремиться к созданию такой образовательной среды, которая обеспечит снятие стресс образующих факторов образовательного процесса и обеспечит психологическую комфортность ребенка.

С учетом психофизических особенностей детей с ТМН почти все виды работ выполняются ребенком совместно с педагогом, с прямой помощью, и только некоторые дети могут работать по подражанию.

При организации образовательной деятельности (проведение занятий, коррекционно-развивающая работа во время проведения режимных моментов) обязательно необходимо учитывать:

обстановку и гигиенические условия в помещении (температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения группового помещения, отсутствие неприятных звуковых раздражителей и т.д.);

частую смену видов деятельности на занятии (от пяти и более раз);

среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма, с учетом психофизических особенностей детей 2 – 5 мин);

рациональное распределение нагрузки по времени занятия (самая напряженная работа приходится на его середину);

использование игровых форм работы (мотивация и стимуляция движений);

место и длительность применения технических средств образования определяется в соответствии с гигиеническими нормами;

с учетом образовательной деятельности, использование смены и чередования поз ребенка (использование колясок, мягкого пуфа, мата, вертикализатора, стульев);

в занятия включать соматическую стимуляцию, динамические паузы, физкультминутки и другие оздоровительные моменты (заранее определяя их место, содержание и продолжительность);

создавать атмосферу сотрудничества (дети имеют право на ситуацию выбора);

создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Для наиболее слабых детей, которые самостоятельно не могут изменить положение тела, совместно с врачом, разрабатывается индивидуальный график двигательного режима, котором обозначена смена положения тела и интервал времени (укладывание на левый/правый бок, высаживание в коляску, мягкий пуф, выкладывание в «сухой бассейн», использования вертикализатора, ходунков, фитбола, ароматерапии, использование ортопедических приспособлений).

В работе с детьми с ТМН в специальном учреждении применяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические, включающие в себя ежедневный осмотр врача, консультирование медицинских специалистов, ежегодную диспансеризацию, организацию и контроль питания детей, физического развития, закаливания, организацию профилактических мероприятий, контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды;

физкультурно-оздоровительные, включающие в себя развитие основных движений, повышение двигательной активности (обучение переворачиваться, ползать, сидеть, стоять) и укрепление здоровья ребенка (закаливание, гимнастика, массаж, посещение курсами реабилитационных центров);

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, способствующие созданию эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, социально-эмоциональное благополучие.

Я, как педагог, в своей работе применяю следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья посредством обязательного включения в занятия динамических пауз, подвижных игр (по возможности и с учетом психофизического состояния каждого ребенка), релаксационных пауз, пальчиковой гимнастики;

технологии обучения здоровому образу жизни посредством занятий по адаптивной физической культуре, с использованием элементов игровой терапии, коммуникативных игр, элементов массажа (соматической стимуляции);

коррекционные технологии (во время проведения динамических и релаксационных пауз использую музыкотерапевтическое воздействие для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, элементы фонетической ритмики при использовании малых фольклорных форм, словесные методы и приемы, кинезиологические упражнения, элементы сказкотерапии).

Во время работы обязательно соблюдение принципов здоровьесбережения:

«Не навреди!» – применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью;

непрерывность и преемственность – работа ведется каждый день;

соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям и возможностям ребенка;

комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогического и медицинского персонала.

Поскольку физическое здоровье детей с ТМН образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко-медицинским и узко-педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в учреждении.

Педагогическое воздействие на детей необходимо строить на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия, которая признает уникальность каждого ребёнка и индивидуальность его образовательной траектории, относиться к детям как к равноправным партнерам. При этом необходимо исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего (ближайшего) развития.

Социальная направленность образовательного процесса предусматривает подготовку детей с ТМН к адекватной ориентировке в окружающем мире, формирование навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. В воспитательной работе необходимо использовать следующие доступные (с учетом психофизических особенностей детей с ТМН) приемы:

Динамические паузы. Это физкультминутки, физические и игровые упражнения, которые проводятся во время занятий и в режимных моментах (т.к. детей данной категории надо учить, а точнее научать всему, самостоятельное научение им недоступно). Продолжительностью по 2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида деятельности.

Элементы подвижных и спортивных игр. Проводятся как часть занятия на развитие двигательно-моторных навыков, рекомендуется проводить на прогулке, игровой комнате, в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом, психофизическими особенностями детей, местом и временем ее проведения. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют развитию социальных и коммуникативных навыков.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Ее задача не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. («Морковка», «Птички», «Шалтай-болтай»). Релаксация проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния ребенка и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы.

Пассивная пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, ежедневно. У ребенка с ТМН недостаточно сформированы моторные функции. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Существует огромное количество игр и упражнений на развитие мелкой моторики. Пассивную пальчиковую гимнастику проводят с речевым сопровождением, с подробным объяснением выполнения каждого элемента упражнения. Проводится в любой удобный момент, в виде сопряженных движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.

Гимнастика для глаз (проводится индивидуально, с учетом психофизических возможностей детей). Проводится ежедневно по 2-3 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения необходимо использовать наглядный материал и, по необходимости, дополнительную зрительную стимуляцию. Например, в различных участках помещения фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разно удаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре помещения, две – зафиксировать по углам. Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении «стоя». Для этого педагог периодически дает соответствующие команды и под счет «один, два, три, на (называется предмет или картинка) посмотри» ребенок фиксирует взгляд на указанных зрительных участках помещения.

Мультимедийная гимнастика для глаз (проводится индивидуально, с учетом психофизических возможностей детей). Это система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций. Ее цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Методика проведения электронной физкультминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

Дыхательная гимнастика (проводится индивидуально с учетом психофизических возможностей детей). Она способствует развитию и укреплению грудной клетки, формированию грудобрюшного типа дыхания, что, в свою очередь стимулирует процесс звукообразования. На занятиях использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха без участия речи «Свеча», «Шарик», «Каша кипит»,  «Имитация» и др.

Пассивная артикуляционная гимнастика (проводится индивидуально, с учетом психофизических возможностей детей). Является основой формирования речевых звуков, образующихся в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. При проведении пассивной артикуляционной гимнастики включаются упражнения не для постановки звуков, а для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, щёк, языка, мягкого неба. В работе применяют элементы метода биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Утренняя гимнастика (проводится ежедневно 5-7 минут). Утренняя гимнастика начинается с разогрева организма посредством соматической стимуляции и сопряженно выполняемых движений. Комплекс составляется так, чтобы движения были направлены на разминку всех суставов организма, позвоночника, различных групп мышц. Обязательно включать упражнения на дыхание. Таким образом, утренняя гимнастика – это акт общения, единения. В комплекс разминки включаем элементы пассивного самомассажа (массаж крыльев носа – это упражнение используется для профилактики простудных заболеваний).

Пассивный самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребёнком (сопряженные действия). Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Пассивный самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Су-джок терапия. В переводе с корейского языка «су»-кисть, «джок»-стопа. Разработал данное направление южнокорейский ученый Пак Чже Ву. Известно, что на кистях рук и на стопе существуют высокоактивные точки, которые соответствуют всем органам и системам. На занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

Музыкотерапия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и дети.

Сказкотерапия (элементы сказкотерапии). Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку (применительно к детям с ТМН) рассказывает педагог. Сказки не только рассказываем, читаем, но и обсуждаем (исходя из особенностей развития детей с ТМН, это монологическая речь педагога) с ребенком. Через сказку можно узнать о таких переживаниях ребенка, которые он сам толком не осознает.

Изотерапия. Применение элементарных традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин, работа с природным материалом).

Цветотерапия. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров образовательного учреждения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Все методы цветотерапии достаточно простые и доступные. Однако не стоит думать, что лечение цветом все тут же исправит. При любых заболеваниях следует все же посоветоваться с лечащим врачом или другим квалифицированным специалистом. Интересен и достаточно прост в применении метод «Цветная вода». Этот метод применялся с самых древних времен. По сей день в Индии последователи аювердической медицины используют «соляризацию». Помимо своей древности этот метод достаточно прост. В емкость из цветного стекла (желательно с пробкой) наливают жидкость (вода, молоко, лосьон, лекарство). Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости. Так, например, красная вода, дает заряд энергии и согревает, оранжевая – освежает, желтая – стимулирует, зеленая – гармонизирует и стабилизирует. Жидкости, заряженные голубым, синим или фиолетовым успокаивают. Понятно, что жидкости, соляризируемые в посуде теплого спектра, следует применять по назначению в первой половине дня, а холодного –  во второй.

Современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней так же относят: библиотерапию, мульттерапию, видеотерапию, игротерапию и т.д. Арт-терапия позволяет корректировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации детей с ТМН, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.

Технологии обучения здоровому образу жизни. Прежде всего, это обучение детей соблюдению режима дня, элементарным знаниям о значении режима питания; правилах приема пищи; значении физических упражнений для здоровья человека, о причинах возникновения и способах профилактики простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки).

Использование «крупяного бассейна». У детей с ТМН очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование многих когнитивных процессов ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. А уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «крупяной бассейн». Погружаясь как можно глубже в наполнитель (крупа гречки, риса, фасоль, манка), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Пальчиковая гимнастика и массаж в «крупяном бассейне» способствуют:

нормализации мышечного тонуса;

стимуляции тактильных ощущений;

увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «крупяном бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Из практического опыта работы с детьми с ТМН можно сделать выводы, что применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий меняется роль ребенка в образовании: он становится более активным участником процесса. У ребенка улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, он более продолжительное время может удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.У более слабых детей формируются первичные зрительно-слуховые, ориентировочные реакции. У них развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а, значит, улучшается качество их жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий системно, не одномоментно, при работе с детьми с ТМН позволяет скорректировать проблемы физического и психического здоровья детей, помогают адаптироваться в социуме.

Воспитатель  Т.В.Сивицкая

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.
  2. Быкова, Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. – СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2013.
  3. Зажигина, О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О.А. Зажигина. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
  5. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики / Т.А.Ткаченко. – М. : Эксмо, 2016.
  6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz zhizni/2014/10/09/.
  7. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб. : ЛЕМА, 2015.
  8. Обучение детей с ТМНР. Материалы международной практической конференции 27-29 ноября 2013года / Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб., 2014.