Игры помогут в общении

08.02.2023
В силу психофизических особенностей, детям с тяжёлыми, множественными физическими и (или) психическими нарушениями трудно устанавливать социальные связи и общаться со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым коррекционным воздействием, в том числе с помощью игровой деятельности.

Период, когда дети посещают ЦКРОиР, необычайно значим для вхождения ребёнка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребёнком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Педагог, работая с детьми с особенностями психофизического развития, находится в постоянном поиске новых путей и форм работы для успешной социализации. Помогают ему в этом коммуникативные игры. Они развивают у детей умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Коммуникативные игры помогают детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность им управлять.

Для развития коммуникативных навыков, можно использовать игры, представленные ниже. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности. Коммуникативные игры направлены на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; способствуют формированию у детей умения любить окружающих, обучают умению сотрудничать.

С помощью этих игр дети научаться устанавливать доверительный контакт друг с другом, чувствовать состояние и настроение окружающих, использовать мимику и пантомимику в общении, быть наблюдательными, внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнёра, оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других.

Картотека игр, направленных на развитие общения.

Игра «Пантомима»

Цель: развивать умение использовать невербальные способы общения, используя мимику и жесты.

Ребёнок загадывает слово (название животного). С помощью движений, жестов и мимики он должен показать детям это слово. Другие дети или взрослый стараются угадать это слово и показывают ответ на картинке.

Игра «Магазин»

Цель: развивать умение использовать невербальные способы общения, умение ориентироваться в ролевых позициях.

На полках разложены различные предметы, на доске размещены картинки с изображением этих же предметов. Один ученик – продавец, другой – покупатель. Покупатель для того, чтобы сделать покупку должен показать картинку предмета, который хочет купить. Продавец находит нужный предмет и отдает его.

Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью, учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего ребёнка. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1.Подняться со стула и отойти от него.

  1. Проползти под столом.
  2. Обогнуть «широкое озеро».
  3. Пробраться через «дремучий лес».
  4. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций.

1.Ты нашёл на улице слабого замученного котёнка – пожалей его.

2.Ты очень обидел своего друга, попробуй попросить у него прощение, помириться с ним.

3.Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

4.Ребёнок плачет – успокой его.

5.У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

  1. К тебе пришли гости – покажи свою комнату и свои игрушки.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развивать умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Педагог даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игра «Лебедь, рак и щука»

Цель: развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнёра».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причём перед каждым стоит дополнительная задача –

перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель следит, чтобы дети не нанесли себе травмы.

Игра «Весёлая сороконожка»

Цель: развивать коммуникативные способности, процессы наблюдательности, внимания.

Звучит весёлая музыка.

Участники игры стоят друг за другом, положив руки на плечи ребёнка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить своё движение разными замысловатыми движениями.

Игра «Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

На пол кладут развёрнутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на неё. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определённого сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Игра «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Педагог предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). При встрече на середине мостика — дети должны аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Игра «Поводырь»

Цель: развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары «слепец» и «поводырь». Одному завязывают глаза, а другой водит его по классу, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений. Затем участники меняются ролями.

Игра «Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развивать умение добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник игры по очереди старается проникнуть в круг, образованный детьми. Дети - «водоросли» чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить, если их плохо попросят.

Игра «Зеркало»

Цель: помочь ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно.

Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Зеркалом может быть как педагог, так и другой ребёнок. Затем дети меняются ролями.

Игра «Липучки»

Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью, умение сотрудничать со сверстниками.

Дети свободно передвигаются по классу. Один ребёнок «липучка» пытается поймать других детей. Педагог при этом говорит: «Я липучка – приставучка, я хочу тебя поймать – будем вместе прилипать». Каждый пойманный ребёнок присоединяется к «липучке», образуя при этом «паровозик».

Игра «Поварята»

Цель: развивать внимательность, умение действовать в коллективе.

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. У каждого на груди приклеена картинка с изображением фрукта. Педагог называет поочередно, какой фрукт он хочет положить в кастрюлю. Ребёнок, узнавший себя, встаёт в круг. Следующий, вставший, берёт за руку предыдущего, пока все дети не окажутся в круге. Таким способом можно «сварить» суп или «приготовить» салат.

Игра «Нос к носу»

Цель: развивать умение действовать в коллективе, создание благоприятной атмосферы.

Дети свободно двигаются по классу. По команде педагога «нос к носу» дети становятся парами и касаются друг друга носами. Команды могут быть разными: «ладошка к ладошке», «коленка к коленке», «ухо к уху» и т.д.

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга. Такие игры учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, умение действовать в коллективе, снимают телесные барьеры, учат любить и принимать себя, а также доброжелательно относиться к окружающим. Дети учатся замечать положительные качества других людей, учатся решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом. В целом коммуникативные игры создают благоприятную атмосферу непосредственного свободного общения.

Воспитатель                 М.З. Балыш

Список использованных источников:

  1. Новгородцева, Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности. Практический журнал / Е. А. Новгородцева – Москва : Сфера, 2011. – 60с.
  2. Чеснокова, Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников. Практический журнал / Е. Н. Чеснокова. – Москва : Сфера, 2008. – 126с.
  3. Кулигина, Е. А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. Практический журнал / Е. А. Кулигина, Е. В. Кислякова. – Москва : Сфера, 2010. – 61с.
  4. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы: Пособие для воспитателей детского сада / А. И. Сорокина – Москва : Просвещение, 1982. – 129с.