Песок – это увлекательно!

12.10.2023

Каждый ребёнок обожает возиться с песком. И наши ребята не исключение… Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, что очень важно в период адаптации к новому учебному году, когда ребёнок переживает сильные эмоции. Это снимает нервное напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность, снимает мышечное напряжение, ребёнок отвлекается. Игры с песком способствуют установлению контакта со взрослым и другими детьми. Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, помогают их самовыражению. Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду. Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Игра в песок помогает ребёнку узнавать его свойства и учиться устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребёнок придумывает новые образы и делает их из песка.

Песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.

Когда ребёнок трогает песок руками (а это приятно и полезно), мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.

Представим вашему вниманию техники песочной терапии, которые применяются в нашем Центре.

Взаимодействие ребёнка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, снизить страхи.

Одним из таких упражнений является упражнение для снижения психофизического напряжения «Здравствуй, песок!»

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка: поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, кулачками, всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной, перетереть песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую игрушку.

«Говорящие» дети могут описывать и сравнивать свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Для развития тактильной чувствительности, воображения используется упражнение «Необыкновенные следы». Педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребёнок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются») и т.д

Песок – сыпучий материал, а потому ребёнок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берёт рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния ребёнка. Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребёнку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.

Педагог-психолог В.С.Рапинчук