Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе по изучению своего тела «особенными» детьми

13.03.2024

В работе с детьми с особенностями по формированию целостного образа тела человека, самообслуживанию себя детьми возникают трудности, как у законных представителей, так и специалистов. Невозможность рассказать о своих проблемах особенного ребенка имеет часто под собой не только физические, но и психологические, личностные причины. Это может быть боязнь или гиперчувствительность к каким-то раздражителям в силу особенностей ребенка (например, пушистые или мокрые предметы, громкие звуки, сильные прикосновения), или непереносимость, возникшая в результате бытовой травмы в обычной жизни маленького человечка. Встречаются случаи, когда дети особенно бояться каких-то предметов и не переносят, когда дотрагиваются до определенных частей их тела.

Чтобы ребёнок мог вовремя донести до взрослого свою проблему необходимо научить его, хотя бы, на элементарном уровне умению показывать, где у него болит, где что-то не так.

Помочь преодолеть боязнь или заполнить пробелы в знаниях о схеме своего собственного тела поможет изобразительная деятельность. Она поможет сформировать положительный опыт у «особых» детей в самопознании своего физического тела и точно представить, как называются части тела, где они расположены.

Мы хотим познакомить вас с нашим опытом работы по данной теме на примере нетрадиционных техник рисования. В начале сообщения мы обратим внимание на некоторые важные моменты в работе.

Современная педагогика и общественность уделяют пристальное внимание телесной неприкосновенности и личной безопасности ребенка.  Отсюда изучение некоторых частей тела человека в условиях учреждения образования не  является правомерным, т.е. «запретным». Их овладение может быть рекомендовано законным представителям в домашних условиях. К таким частям тела можно отнести: область внутренней стороны бедра, живот, спина, грудь, ягодицы.

Важно, при работе с различными изобразительными материалами точно знать, что у ребенка нет аллергии на них и соблюдать технику безопасности. Ваши краски или другие материалы необходимые в ходе изодеятельности должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

Формирование точных и полных представлений  о лице человека должно идти по вертикали (сверху вниз).

Выбор изобразительных техник зависит от психофизических особенностей детей, их возможностей.

Выбор цветового решения при раскрашивании продукта деятельности делается в пользу ребенка. Если изучаются точные границы и количественные характеристики, то педагог сам называет необходимые цвета. Обведение частей тела человека выполняется черным маркером. Педагог является активным участником  при проведении изобразительной деятельности.

В нашем опыте работы вы найдете следующие техники изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов: аппликация с использованием круп и ниток; пальцевая живопись; фотоколлаж; пластилиновая живопись; оттиск на тесте и пластилине; кинетическом песке; рисование на фетре, на ламинированной пленке, на зеркале, на фотографии; рисование пеной для бритья.

Начальным этапом в работе по формированию представлений о теле человека, в целом, является работа по развитию восприятия своего тела, его чувствительности. Это могут быть упражнения, в которых осуществляется массирование пальцев рук, шеи, головы и т.д.; щекотание мехом или губкой; ощупывание; выполнение разного вида движений доступных особенным  детям.

При изучении лица, как части тела, мы использовали коллаж из фотографии собственного лица ребенка. Количество деталей его зависело от уровня развития ребенка. Сначала учащийся «узнавал» себя на фото. Затем показывал части лица (брови, глаза, нос, рот и т.д.) и составлял его целостное изображение. В конце выполнялась аппликация из собранных частей фотографии. Для выделения границ лица в портретном фото формата А-3 вырезали овал лица. Затем ребёнок подставлял свое лицо в такой портрет. На воздушном шаре белого цвета с помощью взрослого определялось положение частей лица, которые прорисовывались красками или маркерами. Как вариант, возможна аппликация, которая крепится на двухсторонний скотч. На лице учащегося с помощью пальчиковых красок можно выделить не только его части, но и  индивидуальные особенности: веснушки. Эмоциональный отклик получило рисование пеной для бритья. Пена наносилась на  реалистичное фото человека или рисунок, на котором отсутствовали волосы, как часть тела. Рисование на ламинированной бумаге, размещенной внутри рамки для фото, предполагает работу в паре (ребенок + ребенок или взрослый + ребенок). Держа рамку перед лицом, дети могут рисовать на нем части лица и закрепить индивидуальные особенности присущие им (цвет глаз, волос и т.д.).

В ходе изучения тем о конечностях человека вызывала интерес работа с соленым тестом, на котором делался оттиск кисти руки или стопы. В последующем дети их раскрашивали в один цвет, если мы говорили о целостном образе, или в разные, если необходимо найти его части (пальчики). Из цветного пластилина делались накладные ногти, которые крепились к натуральным. Для выделения грани и размеров частей рук или ног использовались пальчиковые краски. С их помощью рисовали разные линии или предметные изображения (трафареты разной тематики).

Силуэт тела человека изучался на примере аппликации из частей фотографий собственно ребенка или обведения контура тела в натуральном размере на обоях.

В работе по формированию представлений о спине мы активно используем тактильное восприятие. Педагог проводит пальцами по всей площади спины одетого ребенка линии. Они могут быть разной конфигурации. Затем на фигурном изображении спины рисуются такие же линии. В последующем, для закрепления мы используем различные изобразительные техники.

Рисование с помощью нетрадиционных приемов изобразительной деятельности является универсальным способом изучения темы о теле человека. Может быть использовано на любом этапе занятия; специалистами, реализующими различные виды образовательных программ; не требует специальной подготовки; материалы, необходимые в работе доступны широкому кругу пользователей.

Давыдчик Н.В., учитель